Аргунов Николай (1770-1828)
Портрет графа А.М. Дмитриева-Мамонова
1812
Размер - 151,5 x 125,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5023
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (собрание М.П. Фабрициуса). 1925
На портрете изображен фаворит императрицы Екатерины II граф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов (1758–1803). Будучи представленным государыне князем Г.А. Потемкиным, он очень понравился ей красивой внешностью и скромностью. По отзывам современников, Дмитриев-Мамонов любил занятия литературой и искусством. Императрица, называвшая графа «красным кафтаном», нередко привлекала его к участию в своих литературных трудах, советовалась с ним о комедиях для Эрмитажного театра. В 1788 году с чином генерал-поручика он был произведен в генерал-адъютанты, получил графское достоинство Римской империи и назначен присутствовать в Сенате.
Вероятно, Н. Аргунов получил заказ на портрет в связи с тем, что отец изображенного был знаком с графом Н.П. Шереметевым, владельцем крепостного художника. Произведение было создано через девять лет после смерти графа. Композиция восходит к изображению А.Д. Ланского кисти Д.Г. Левицкого (1782, Русский музей), лицо написано с прижизненного портрета фаворита работы М. Шибанова (1787, Русский музей). Шибановский портрет был исполнен в тот год, когда Дмитриев-Мамонов сопровождал государыню в Крым, был в свите при ее свиданиях с Иосифом II (Императором Священной Римской империи) и Станиславом Понятовским (королем польским и великим князем литовским).
Портрет решен в лучших традициях репрезентативного полотна позднего классицизма. Произведение отличают уравновешенность красочных пятен, пластическая определенность форм, четкость рисунка. Художник тщательно выписывает многочисленные детали костюма персонажа: парадный придворный мундир со знаками орденов Святой Анны, польского Белого Орла и Святого Александра Невского. С высоким мастерством Аргунов передает фактуру материалов: блеск золота и бронзы (консоль с бронзовым бюстом Екатерины II), мягкость волос, переливы тканей.
Портрет хранился в подмосковном имении Наро-Фоминское князя С.А. Щербатова, родственника супруги А.М. Дмитриева-Мамонова. Это блестящий пример парадного изображения в творчестве крепостного художника.