На камерном портрете молодая женщина представлена в белом атласном платье с высокой талией. Нарядный туалет украшают драгоценности: жемчужные бусы в несколько нитей с бриллиантовой брошью на груди и серьги. Героиня портрета была дочерью гжатских купцов Чероковых, владевших фабрикой и домом в Москве. Семья жила широко, принимали много гостей, а в торжественные дни у них во дворе палили из пушек. Софья Ивановна – первая жена московского купца П.М. Вишнякова, который занимался производством и торговлей золото-кружевными изделиями. Золотые и серебряные нити требовались для парчи и галунов, шитья церковных и военных вещей, национальных костюмов.
Живой восторженный взгляд модели и ниспадающие спиральками завитки волос сообщают портрету приподнято-романтический характер. Но вместе с тем в произведении с документальной точностью фиксируются отдельные детали: узоры кружев, украшения.
Николай Аргунов, бывший крепостной художник графа Н.П.Шереметева, написал этот портрет уже после обретения вольной. Статус свободного человека дал ему возможность получить звание академика живописи за представленный в Академию художеств портрет сенатора П.С. Рунича (1817, Русский музей). Личная свобода также позволила живописцу больше работать на заказ, находить своих героев. В этот период Н. Аргунов создал целый ряд образов просвещенных людей своего времени, представителей интеллигенции, купечества, неслужилого дворянства.