Соков Леонид (1941-2018)
Озеро Байкал
1974
Размер - 7,5 x 52 x 6,6
Материал - керамика
Инвентарный номер - НТ О-164
Поступило из музея-заповедника "Царицыно". 2007
Леонид Соков - один из художников круга русского неофициального искусства, чье творчество определило вектор развития искусства 1970-1990-х годов. Работы Сокова и близких ему по мировоззрению художников, которых объединяют термином «соц-арт», В. Комара и А. Меламида, А. Косолапова и Р. Лебедева стали иронической интерпретацией канонического набора образов советской визуальной культуры.
Сокова как художника, имеющего классическую выучку (он окончил отделение монументально-декоративной пластики бывшего Строгановского училища и долгое время работал как скульптор-анималист), отличает особое отношение к материалу. Постоянно пробуя разные техники, художник следует за заложенными в них выразительными возможностями. Так, шероховатая поверхность дерева позволяет художнику указать на связь его работ с русской ремесленной традицией, а, например, кованое железо раскрывает простые формы скульптуры, близкой архаической пластике.
К керамике Леонид Соков обращается в середине 1970-х годов. Некоторые работы, выполненные из этого материала («Забинтованное сердце» (1976), «Голосующая рука» (1978)), являются серийными, и их художественное решение максимально подчеркивает дистанцию между автором и произведением, усиливая сходство с предметом фабричного изготовления, будто предназначенного для продажи в магазине. Эта аналогия не случайна: в советский период мелкая фарфоровая пластика имела огромное распространение и была почти в каждом доме. Соков, разработавший особый тип произведений, опредмечивающих неожиданные и труднопереводимые на язык скульптуры мотивы: слова и выражения («Угол зрения», 1976; «Тьфу», 1978), звуки («Залп из “Авторы”», 1984), использует свойства материала и интерпретирует распространенный в советской печати оборот «Байкал – жемчужина русской природы». Художник акцентирует сходство скульптурного объекта с предметом украшения интерьера и усиливает его декоративное звучание, достаточно обратить внимание на изящный силуэт и классическое сочетание лазурно-синего и белого цветов и игру бликов на глянцевой глазурованной поверхности, напоминающей перламутр.
Переводя исключительно редкую для скульптуры трансформацию картографического изображения в пластический мотив, автор примеряет на себя образ наивного макетчика, делающим пособие для кабинета географии. Он «вырезает» очертания озера из контурной карты, использует характерный шрифт, имитирующий подписи в атласе, и задает условную толщину объекту, заполняя его боковые стороны синим - цветом воды. Впрочем, пособие это никак не может быть использовано по назначению, ведь оно не дает никакой наглядной информации, кроме очертаний озера.