Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)
Патрон шедевра
Соков Леонид (1941-2018)
Встреча двух скульптур (Ленин и Джакометти)
1990
Размер - 50 x 39,5 x 14,5
Материал - гипс
Инвентарный номер - НТ О-135
Поступило из музея-заповедника «Царицыно». 2005
В картине-тексте 2000 года «Кто что изобрел» Леонид Соков, перечисляя главные открытия художников и поэтов советского андеграунда, в строчке о себе указал «Сталина и Мэрилин», а также «Ленина и Джакометти». Сохранилось несколько вариантов этой работы, официальное название которой – «Встреча двух скульптур». Наиболее известна эффектная версия в бронзе (160,5 х 122,5 х 68). Но небольшой гипсовый вариант из собрания Третьяковской галереи для исследователя творчества мастера, возможно, более ценен. Именно в таких работах отражаются поиски художника: уточнение пропорций, пространственного решения, драматургия отношений героев.
Здесь художник визуализировал важную тему, ставшую для него актуальной сразу после окончания МСХШ в 1961 году, а затем – Строгановки (Московского высшего художественно-промышленного училища) в 1969-м. Еще будучи студентом отделения монументально-декоративной пластики, он столкнулся с существованием принципиально разных художественных систем: социалистического реализма и модернизма. Благодаря выставке Пикассо в Москве (1956), Американской и Французской выставкам в Сокольниках (1959 и 1961), переводам книги Герберта Рида "Краткая история современной скульптуры" (1964) Леонид Соков увидел «что-то поинтереснее неоклассицизма». Особенно важными для него были впечатления от скульптур Джакометти и Матисса.
В 1979 году Леонид Соков эмигрировал в США. Однако, и в 1980-е, и 1990-е годы он настойчиво возвращался к теме противостояния двух художественных моделей ХХ века: социалистического реализма, транслирующего одну, «государственную» идею, и модернизма, в котором проявлены множественность идей и интерпретаций, выражение индивидуального, личного переживания.
«Встреча двух скульптур» – лучшая пластическая метафора этого противостояния, с безошибочно выбранными произведениями-символами. С одной стороны – вполне реалистичный портрет В.И.Ленина. В качестве первоисточника использована скульптура М.Я. Харламова 1924 года, отличающаяся от более поздних героизированных и монументальных изваяний естественностью образа вождя. Его оппонентом является «Шагающий человек» (1961) Альберто Джакометти – нагой, «сокращенный до нити», одинокий. Но такое одиночество, по словам Жана Жене: «не жалкое состояние, напротив, скорее тайное господство». Возможно поэтому воспроизведение скульптуры Джакометти чуть выше фигуры Ленина. Создатель первого государства рабочих и крестьян, автор идеи тотального обобществления, превращения каждого индивидуума в существо государственное, обезличенное, с подозрением всматривается в надвигающегося на него человека.