Соков Леонид (1941-2018)
Тигр
1967
Размер - 24,5 x 75 x 12,5
Материал - дерево
Инвентарный номер - НТ О-167
Пост. от ГИАХиЛМЗ "Царицыно" в 2007г.
Имя Леонида Сокова, одного из самых известных художников русского неофициального искусства, прежде всего связано с развитием соц-арта в 1970–1980-е годы. Соков и стилистически близкие ему художники – Виталий Комар и Александр Меламид, Александр Косолапов, Ростислав Лебедев – создали ироничный и хлесткий художественный язык, основанный на парадоксальном сочетании канонических образов советской пропаганды, популярной культуры и народного творчества.
Скульптурное изображение тигра мало напоминает хрестоматийные работы Сокова. Эта студенческая работа художника, созданная во время учебы на отделении монументально-декоративной пластики Московского высшего художественно-промышленного училища, демонстрирует официальное творческое амплуа скульптора: после окончания училища в 1969 году и вплоть до отъезда в эмиграцию десять лет спустя Соков работал над заказами художественных комбинатов, выполняя фигуры животных для украшения детских площадок и парков.
Еще во время учебы в художественной школе Соков нашел образец для подражания в работах Дмитрия Цаплина и Василия Ватагина, ведущих советских скульпторов-анималистов, творческая манера которых сложилась под влиянием модернизма (оба скульптора в разное время работали в Европе). В их композициях Сокова привлекло то, что он обозначил словом «архаика», подразумевая под этим схожесть художественного языка скульпторов с артефактами первобытной культуры с ее магическими ритуалами, частью которых были простые по пластике, но исключительные по выразительности фигурки животных.
При работе над скульптурой тигра, созданной на основе быстрых набросков в Московском зоопарке, художник следует за выбранными себе в учителя скульпторами и старается создать предельно обобщенную форму, лишь некоторыми чутко схваченными деталями (прижатое ухо, немного опущенная голова) подчеркивая ощущение изображенного момента. Фигура животного, зафиксированная в устойчивой, симметричной позе, выстроена подобно рельефу вдоль передней плоскости, сохраняющей очертания формы бруска дерева.
В дальнейшем такая манера работы с материалом заявит о себе в объектах, выполненных художником по мотивам резной богородской игрушки, которую Соков называл олицетворением «коллективного народного примитивного художественного сознания», видя в ней ту же «архаику», что и в ритуальных фигурках. Только в этом случае, сохранив принцип линейного построения композиции, художник распрощается с тщательной полировкой дерева, отдав предпочтение шероховатой, со следами работы инструментом поверхности.