Комната на даче
Патрон шедевра
Ведерников Александр (1898-1975)
Комната на даче
1937
Размер - 52,4 x 37
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-7805
Приобретено у Н.П. Мазайс, вдовы художника, с персональной выставки (М., 1983). 1986
Акварели Ведерникова 1930-х годов очень немногочисленны. В государственных музеях их насчитывается немногим более десятка, поскольку значительная часть его произведений погибла во время блокады Ленинграда. Сохранилась в основном живопись. Тем более уникальна «Комната на даче», приобретенная Третьяковской галереей у вдовы мастера с его персональной выставки 1983 года в Союзе художников СССР в Москве.
По приемам исполнения акварели и масляная живопись Ведерникова чрезвычайно схожи, и потому ближайшую аналогию «Комнате» можно обнаружить в пейзаже «В Михайловском саду» (оборот произведения «Баржи на Неве», 1930-е, Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Их объединяет использование крупных пятен цвета, работа широкими мазками и даже способ изображения листвы на деревьях в саду и комнатных растениях в интерьере. Однако яркость цвета «Комнаты на даче» кажется удивительной для творчества Ведерникова предвоенного времени: сохранившиеся акварели 1930-х в большинстве случаев имеют общий серый или коричневый тон. Это наиболее раннее графическое произведение ленинградского автора, в котором он открывает для себя возможность говорить о русском быте и русской жизни языком народного искусства.
Использование обратной перспективы, подчеркнутая парность предметов – стульев, окон, стремление к симметрии, чистые цвета, крупные мазки краски – всё указывает на интерес Ведерникова к народной росписи, знание ее приемов и выразительных средств. Акварель также могла служить эскизом для дальнейшего воспроизведения в технике литографии, что объясняет работу ограниченным количеством цветов, формирование изображения из отдельных крупных пятен.
Осознание русской деревни как ценности с присущей ей эстетикой и кругом образов стало актуальным в эпоху «оттепели», но начало было положено раньше. Глубокое понимание этого материала и высокое художественное качество сделали декоративные композиции Ведерникова первым шагом на этом пути, а его самого – одним из главных авторов данной темы.