Ведерников Александр (1898-1975)
У набережной Макарова
1967
Размер - 37,5 x 50
Материал - бумага
Техника - акварель, белила
Инвентарный номер - РС-16993
Поступило из собрания СХ СССР. 2019
В доме на набережной Макарова (так называемом Доме с башенками, или Доме Ведерникова, как его окрестили коллеги-художники) Александр Ведерников прожил с конца 1920-х до 1969 года. Из окон квартиры на шестом этаже он изображал вид на Малую Неву, Тучков мост, стадион имени В.И. Ленина, Князь-Владимирский собор. На его картинах, акварелях и литографиях фигурирует и сам «Дом с башенками». Именно он представлен слева на листе «У набережной Макарова», в то время как на переднем плане Ведерников изобразил плавучую пристань, а за ней два скоростных теплохода «Метеор» и буксир. Наблюдение за оживленным движением не только по набережной, но и по водной магистрали было частью повседневной жизни художника.
Как правило, Ведерников не работал с натуры, хотя мог делать зарисовки и пометки в блокноте, собирая материал. Он пристально рассматривал город, запоминал и конструировал будущее произведение в своем воображении. Его ученик Александр Агабеков, с которым Ведерников часто делился своими умозаключениями, называл это «головным рисованием».
Акварель «У набережной Макарова» также свободно сочинена автором – сложена из нескольких цветных пятен, дополненных отдельными деталями. По-видимому, она была тесно связана с работой над печатной графикой. Близкая композиция легла в основу автолитографии «Набережная Макарова» (1966), где под другим углом примерно в той же комбинации представлены знакомые «персонажи» – причал, два «Метеора», буксир и дом на набережной. Плавучая пристань, так же как в акварели, контрастно выделяется на общем фоне своим более интенсивным цветом. Оттиски этой литографии находятся в московских собраниях, принадлежащих Р.Д. Бабичеву, а также В.Г. Иванюку и А.И. Мамлиной.
Ведерников подолгу работал над одними и теми же мотивами, исследовал и по-разному аранжировал их в поисках наиболее выразительного пластического решения.