Ведерников Александр (1898-1975)
В интерьере
1966
Размер - 46,8 x 62
Материал - бумага
Техника - цветная автолитография, масляная пастель
Инвентарный номер - ГРС-11642
Приобретено у В.Г. Иванюка. 2011
Александр Ведерников начал работать в технике литографии еще в конце 1930-х. В 1947 году он был исключен из Ленинградского отделения Союза советских художников «за формализм», а в следующем году восстановлен, но уже не в живописной, а в графической секции Союза. В советской иерархии видов искусства графика стояла ниже живописи, за ней осуществлялся менее строгий надзор, что сохраняло некоторую свободу в области формального решения произведений. В дальнейшем Ведерников работал преимущественно в графических техниках и прежде всего в литографии.
В 1940–1970-е годы он создал сотни автолитографий, часто малотиражных и уникальных. Большинство произведений печаталось в количестве всего 10 экземпляров. Во многих случаях художник отмечал это карандашом под оттиском в левом нижнем углу (реже встречается общее число оттисков от 6 до 14). Ведерников менял и совершенствовал изображение на камне от оттиска к оттиску, а затем дорабатывал его тушью, белилами, темперой, цветными карандашами или пастелью на уже отпечатанном листе, что делает большое количество его литографий уникальными.
Автолитография «В интерьере» была выполнена в количестве десяти штук, которые находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, частных собраниях. Автор завершил работу над оттисками, воспользовавшись масляной пастелью.
Крупные пятна цвета, плоскостность, любовь к полосатым драпировкам и орнаментам, изображение возлежащей натурщицы, которая восходит к типу одалиски, широкое применение черных контуров – все настойчиво напоминает в этом произведении об Анри Матиссе. Ведерникову, привыкшему в работе опираться на натуру, в послевоенный период понадобилось пройти школу абстрагирования изображения. Такой школой стало для него искусство французского художника. Эту связь Ведерников не думал скрывать и периодически прибегал к ироническому цитированию.