Темы болезни, умирания, увядания были распространены в искусстве второй половины ХIХ столетия. Достаточно вспомнить
«Больного музыканта» и «Последнюю весну» М.П. Клодта,
«У постели больного» Ф.А. Бронникова,
«Девушку с распущенной косой» И.Н. Крамского,
«Больную» В.Д. Поленова, «В теплых краях» Н.Г. Ярошенко,
«У больного учителя» Н.П. Богданова-Бельского. В 1860-е годы в трактовке данной темы доминировали социальные и сентиментальные мотивы. В картине Клодта «Последняя весна» горечь переживания последних дней девушки противопоставлена слепящему весеннему свету за окном темной комнаты, неизбежность смерти, конечность человеческой жизни, порой такой короткой, – вечному обновлению природы.
Картина экспонировалась в 1867 году на Всемирной выставке в Париже.