Изображения мастерской художника распространены в жанровой живописи второй половины XIX века. Среди таких полотен – картины
В.Г. Перова «Дилетант» (1862),
М.В. Нестерова «Старый художник» (1884) и многие другие.
На картине изображен ее автор, придерживающий иконописный образ. Именно с иконописи начинался путь Пукирева в искусство. Тонкие черты его лица с высоким лбом можно также узнать и в самом правом герое пукиревской картины
«Неравный брак» (1862). Художник напряженно прислушивается к суждению о своем творении. Мужчина в сюртуке – эксперт-знаток, учитель рисования одной из школ Замоскворечья. Указывая на икону, он размышляет о пропорциональном соотношении ее частей или судит о рисунке и манере живописи. Покупатель в длиннополой шубе и священник толкуют об этой работе. Это крупный промышленник, купец и благотворитель П.И. Губонин и сослуживец Пукирева, законоучитель Московского училища живописи, протоиерей церкви Св. Параскевы на Пятницкой улице В.И. Романовский.
В мастерской царят суета и оживление. В приоткрытую дверь с любопытством заглядывает молодая женщина. Слепки голов на стене, кажется, переглядываются друг с другом, а гипсовый Аполлон Бельведерский – распространенный атрибут мастерской художника – словно прислушивается к разговору священника и мецената. В меланхоличной позе застыл манекен на подставке – бессловесный участник общего обсуждения. Справа «Мальчик, просящий милостыню» работы скульптора Н.С. Пименова (1842) протягивает руку к меценату – ироничный намек автора на зависимость любого художника от заказчика.
Живописный хаос интерьера мастерской дополняют овальный женский портрет, пейзаж с пинией, фотографии и гравированный мужской портрет на стене, рулоны рисунков на полу, прислоненные к стенам большое многофигурное полотно в барочной стилистике и картины на подрамниках. Гротескное звучание обретают анатомические слепки руки и ноги. Все эти элементы композиции связаны с рассказом Пукирева о его жизни, однако однозначно интерпретировать их трудно.
Картина Пукирева является не только ярким образцом жанровой живописи, но и бесценным документом быта художников 1860-х годов.