Пукирев Василий (1832-1890)
Кунцево
1880
Размер - 32,5 x 48,7
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26604
Приобретено у С.Д. Струковой. 1941
Пейзаж относится к поздним работам художника. В это время он, автор знаменитого «Неравного брака» (1862, Третьяковская галерея), преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, находился в вынужденной отставке по состоянию здоровья и был почти забыт публикой. В начале 1880-х годов Пукирев жил в деревне Давыдково. Он получал небольшую пенсию и не имел возможности перебраться в город.
Деревня Давыдково и особенно соседнее село Кунцево были популярным дачным местом. В этих краях в летние месяцы жили писатели Иван Тургенев, Лев Толстой, художники Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов. Живописная местность с петляющей Москвой-рекой и старинным парком на высоком берегу, с лугами и полями, перерезанными речками и ручьями, неоднократно изображалась на картинах. В Кунцеве находилась и дача Павла Третьякова. В 1960 году Кунцево и Давыдково вошли в состав Москвы.
Несколько ранее Пукирев написал картину «Вид подмосковного имения Давыдково на Москве-реке вблизи устья реки Сетунь» (1860-е, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени). В ней подмосковная деревня напоминает уголок Италии. В пейзаже 1880 года художник также ищет эстетическую призму для показа конкретной местности: возможно, источником вдохновения для него становится знаменитый «Полдень в окрестностях Москвы» Ивана Шишкина (1869, Третьяковская галерея), увиденный в собрании Третьякова. В панораме Кунцева художник повторяет шишкинскую рельефность фактуры живописи облаков, хлебных колосьев и полевых цветов. Изгибающаяся дорога с фигурами крестьян, голубые дали, сменяющиеся рощами, лугами и гладью воды, подчеркивают необъятность российских просторов. Как и на картине Шишкина, в отдалении виднеется храм, имеющий сходные очертания.
Вероятно, «Кунцево» было написано на основе предварительных набросков. Отдельные мотивы пейзажа могли воспроизводиться художником по памяти. Наиболее узнаваемый среди них – усадьба с бельведером, украшенным флагом, полускрытая зеленью парка. Возможно, это дом купца и мецената, коллекционера русской живописи Козьмы Солдатёнкова, который в 1865 году приобрел у Нарышкиных имение Кунцево. В его собрании находились и картины Пукирева.