Лошаков Олег (род. 1936)
Облака над Малокурильской сопкой
1987
Размер - 100 x 120
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7464
Поступило в 2019 от Министерства культуры РФ; ранее – собрание Союза художников СССР
Произведение московского живописца Олега Лошакова входит в «Шикотанский цикл» – серию, посвященную Дальнему Востоку. В этих работах, которые хронологически охватывают период с начала 1960-х до конца 1990-х, нашло отражение разнообразие дальневосточной природы, представляющей пять географических зон, а также быт местных жителей и индустриальные мотивы, характерные для этого региона.
Олег Лошаков, выпускник Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, в 1960 году был направлен «по распределению» во владивостокское художественное училище для преподавания. За два года жизни здесь художник так влюбился в новый для себя мир, что стал регулярно возвращаться на Дальний Восток в составе творческих экспедиций, чтобы изучать и писать самые отдаленные уголки Родины. Произведения Лошакова, которые художник показывал широкому зрителю по возвращении в столицу, по-новому открывали яркую самобытность и суровую экзотику этого края.
В 1966 году Лошаков в очередной раз отправился на Дальний Восток и впервые попал на Курилы, которые на долгие годы стали главной темой в его творчестве. Там сформировалась авторская манера художника, основными чертами которой стали дальневосточная тематика и стилистика. Пейзаж «Малокурильская сопка» – яркий пример зрелого творчества мастера – был написан на острове Шикотан в 1987 году.
На картине изображен вид на поселок Малокурильское, который расположен на живописном Шикотане, входящем в состав Малой гряды Курильских островов. Небольшой поселок населен в основном рыбаками, чья жизнь подчинена природным циклам и зависит от рыбной путины. Написанный в традиционной для Лошакова манере с предпочтением интенсивного открытого цвета, пейзаж тяготеет к декоративной образности. Над грядой сопок возвышается гора Шикотан, вершина которой скрыта густыми кучевыми облаками. В одинаковой манере – объемно и контрастно – художник пишет зеленые горные склоны, переходящие в гряду огромных облаков, исчезающих за горизонтом. Художник как бы стирает границу между земной и воздушной стихиями, взаимопроникающими одна в другую. У подножия горы на сопках и в распадах расположилось несколько рядов однотипных строений с белыми крышами, которые Лошаков деликатно вписывает в ландшафт. Мимо домов вьется лента горной дороги. Кроме этих белых строений ничто не указывает на присутствие человека в диком заповедном крае. На полотне в полной мере находит свое отражение мироощущение и быт местного населения, жизнь которого стремится к гармонии с природой, а не к противостоянию ей.