Старый Владивосток
Патрон шедевра
Лошаков Олег (род. 1936)
Старый Владивосток
1962-1963
Размер - 72 x 151
Материал - холст на оргалите
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3190
Дар из Союза художников СССР. 1983
Олег Лошаков, выпускник Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, попал на Дальний Восток по распределению как преподаватель живописи и композиции Владивостокского художественного училища. Работа на Дальнем Востоке легла в основу формирования авторского стиля художника, здесь Лошаков определил основной круг тем, которыми он занимался на протяжении своего творческого пути: индустриальные пейзажи, виды старого портового города, суровая экзотическая курильская природа. Произведения из дальневосточной серии Лошаков стал показывать на московских и всесоюзных выставках, что всколыхнуло новый интерес к этому отдаленному краю у широкого зрителя и в кругу художников.
Владивосток, имевший в советское время статус закрытого порта, стал предметом пристального изучения Лошакова. Художник создал серию произведений с видами старых улочек, изображал дореволюционные деревянные дома и портовые доки; часть работ серии – «Большой корабль», «Вечер. Владивосток» и «Старый Владивосток» – вошла в собрание Государственной Третьяковской галереи. Представленное полотно «Старый Владивосток» передает очарование и уют повседневной жизни приморского города, увиденного в вечернем свете. Для изображения городского пейзажа автор выбирает высокую точку обзора, так что спускающиеся к кромке воды улочки зритель видит как бы с возвышения. В свете вечерних фонарей по извилистой улочке едут старые красные трамваи. Контрастный колорит произведения и экспрессивный ритм желтых пятен городских фонарей позволяет предположить, что в это время Лошаков был увлечен творчеством французских постимпрессионистов, в частности пейзажами Ван Гога. Линию горизонта замыкают силуэты возвышающихся вдали гор.
На протяжении многих лет поездки Олега Лошакова на Дальний Восток имели постоянный характер. Виды Курил и Приморья, которые художник показывал на выставках в Москве, стали ярким явлением. Вскоре любовью к Дальнему Востоку прониклись и другие столичные художники, которые устремились к творческому освоению этого региона, объединившись в «Шикотанскую группу».