Лошаков Олег (род. 1936)
Тишина на Курилах
1978
Размер - 90,5 x 170
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5310
Поступило от МК СССР, приобретено у автора. 1980
Творчество московского живописца Олега Лошакова с начала 1960-х связано с Дальним Востоком. Сюда он был направлен преподавателем живописи и рисунка в художественном училище Владивостока по распределению. Лошаков так полюбил этот край, что стал регулярно приезжать сюда, чтобы путешествовать и изучать экзотическую красоту здешних мест. Из каждой творческой поездки Лошаков привозил в столицу целые серии масштабных, запоминающихся полотен, на которых зрителю открывалась суровая красота дальневосточных островов. Представленное произведение входит в цикл курильских пейзажей, написанных художником с натуры на острове Итуруп Большой Курильской гряды. Этот остров, несмотря на территориальную отдаленность и особый закрытый режим посещения, – одна из самых популярных точек на карте региона. Итуруп знаменит своей уникальной природой – девятью действующими и одиннадцатью потухшими вулканами, горячими источниками, водопадами и озерами, причудливыми скалами из белого пемзового туфа, рельеф которых испещрен кружевными ущельями. Все эти детали в разные годы появляются на ярких полотнах Лошакова, открывая экзотичную и суровую красоту этих мест.
Принадлежащий к зрелому периоду творчества пейзаж «Тишина на Курилах» решен в традиционной для Лошакова экспрессивной манере, с энергичным мазком и яркой интенсивной палитрой. Лошаков пишет весенний ясный день, безмятежность и спокойствие которого нарушает только движение грузовика по извилистой дороге. Вероятно, на картине изображены цветущие луга перешейка Ветрового и Ручарская долина острова Итуруп, богатое разнотравье которой обусловлено частыми туманами и влажными ветрами с Тихого океана и со стороны Охотского моря. Эти ветры создают условия для живописных туманов. На полотне туман только подступает к границе долины, чтобы в ближайшее время закрыть ее целиком, подобно тому, как им покрыты сопки и дюны, обозначенные на горизонте. Художнику удалось точно уловить характерное для дальневосточного ландшафта ощущение покоя и гармонии, которое рождается при созерцании этих почти не тронутых человеком экзотических природных просторов.