Икона «Святая Троица» происходит из церкви Святой Троицы Ново-Голутвина монастыря города Коломны. На нижнем поле и в правом нижнем углу средника расположены две надписи со схожим содержанием. Надписи на позёме и нижнем поле выполнены разными руками; палеография нижней надписи характерна для начала XVIII века. Примечательно, что в надписях разнится имя лица, в поминовение которого икона была вложена в Троицкий собор Ново-Голутвина монастыря. В верхней надписи он назван Димитрием, а в нижней – Дементием. Кроме того, в нижней надписи уточняется время создания памятника – месяц март и, возможно, день. Думный дьяк Дементий Башмаков был весьма известным государственным деятелем второй половины XVII века – служителем разных приказов и хранителем государственной печати. В 1658–1664 и 1676 годах при Алексее Михайловиче он возглавлял Приказ тайных дел. Последний раз Дементий Башмаков упоминается в источниках в 1700 году.
Неизвестно, по какой причине вкладная надпись была продублирована, однако содержащееся в ней уточнение имени имеет принципиальную важность. Надписи на иконе позволяют установить примерную дату смерти Дементия Башмакова – не позднее 1707-го, или, точнее, 1706–1707 годов.
Кисти царского живописца, мастера Оружейной палаты Тихона Филатьева (упоминается с 1675 по 1731) принадлежат две иконы Троицы. Наиболее известна икона 1700 года из Успенского собора Московского Кремля, исполненная поверх живописи XIV века и, вероятно, повторяющая иконографию более древнего образа. Икона из собрания галереи относится к менее полному варианту иконографии, без Авраама, Сарры и слуги, закалывающего тельца, однако, в отличие от кремлевской иконы, здесь изображены палаты Авраама, решенные в формах ренессансной архитектуры. Правый и левый ангелы представлены в характерных
«рублевских» позах, со склоненными головами. Впрочем, некоторые детали являются общими для обоих произведений – это, в первую очередь, отсутствие горы и фронтальное изображение центрального ангела (примечательно, что положение его крыльев и рук, тем не менее, точно следует «рублёвской» схеме). С иконой 1700 года совпадают и некоторые детали натюрморта на столе. Подобные натюрморты, а также архитектурные мотивы, наряду с другими элементами «живоподобия», получили большое распространение в русской иконописи с конца XVII века, что было связано с активным использованием западноевропейских образцов.