Тихон Филатьев (упоминание 1675 - 1731)
Богоматерь «Неувядаемый цвет»
1691
Размер - 47 x 42
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.28637
Поступило из Музейного фонда Московского отдела народного образования. 1933
Литературной основой иконографии явились тексты византийских акафистов, хвалебных гимнов, воспевающих Богородицу. Название иконы родилось из используемых в них поэтических сравнений Богоматери: «отрасли неувядаемыя розго», «цвете нетления», «цвете неувядаемый». Распространению этой возникшей на Афоне иконографии в России во второй половине XVII века, вероятно, способствовали создававшиеся в храмах Кремля росписи, где обязательно присутствовали акафистные циклы. Икона Третьяковской галереи является одной из самых ранних русских икон этой иконографии.
На иконе Богоматерь изображена по пояс, поддерживающей стоящего на престоле Младенца Христа. И Богоматерь, и Христос – в царских облачениях, с царскими венцами на головах. Царица Небесная держит в руке процветший жезл, а царственный Младенец – скипетр и державу. Присутствие каждого атрибута в иконе обусловлено акафистными поэтическими сравнениями («престоле Господень, от земли вознесенный в царствие небесное», «скипетр царский в Христовой деснице», «свете чертог и книга слова животнаго», «звездо, являющая солнце», «светоприемная свеща истиннаго света...», «приятное молитвы кадило»).
Дата создания иконы и имя художника определены на основании надписи на иконе Спаса Вседержителя из церкви Рождества Богородицы в Голутвине. Из надписи следует, что «все святые иконы сей церкви» были написаны в 1691 году Тихоном Филатьевым, жалованным иконописцем Оружейной палаты.