Белашова Екатерина (1906-1971)
Шопен
1968
Размер - 75 x 55 x 43
Материал - мрамор
Инвентарный номер - СКС-811
Поступило из Министерства культуры СССР. 1982
Одна из особенностей, которая объединяет все произведения Екатерины Фёдоровны Белашовой, заключается в органической связи всех этапов ее творчества, в котором не теряется ни одна из начатых линий – всё получает продолжение и осмысление. Скульптор Белашова – яркий портретист. Наряду с лирическими образами, портретами своих современников она более двадцати лет посвятила работе над образом Пушкина. Пушкиниана Белашовой – это раздумье о долге художника перед временем и народом, о величии гения, приходившего в мир, чтобы сказать новое слово. Тема места творца в мировой культуре была продолжена в работе над портретом и памятником композитору Фридерику Шопену.
В последние годы жизни Белашова совершила несколько поездок в Польшу, где начала собирать иконографический материал. Образ великого композитора, его музыка постоянно влекли к себе скульптора. Работая над проектом памятника Шопену и над его портретами, Белашова в одном из писем 1970-х годов отмечала, что «Шопен, так же как и Пушкин, был счастлив и трагичен одновременно. Он всегда был подлинным, и в счастье, и в страдании. Подлинность переживаний, а не рассуждения по поводу – основа искусства. У художника есть внутреннее видение, когда создаваемый образ возникает в твоем воображении. У музыканта в творческом создании есть внутреннее слушание, когда он слушает и слышит, таким возник в моем воображении Шопен».
Белашовой удалось передать во всей цельности и конкретности сложный эмоциональный мир композитора и напряженное состояние творческого воодушевления. Главное отличительное качество пластического решения портрета – четкие граненые объемы, вылепленные строго, большими плоскостями, экспрессивно проведенными линиями. Лицо контрастно прорисовывается на фоне угловатой, изломанной волны прядей волос, создающих вокруг него некое энергетическое поле.
В 1969 году Е.Ф. Белашова передала в дар музею композитора в Варшаве свою работу, отлитую в бронзе, в знак благодарности и братства.