Вячеслав Колейчук всегда настаивал на том, что он скорее изобретатель, чем художник. То, что его произведения дают повод рассуждать о гениальности автора и украшают собой музейные экспозиции, доказывает возможность перевода красоты идеи в красоту объекта, ее развивающего. Для Колейчука непременным условием творчества было понимание, правильное знание. Со студенческих лет (окончил МАРХИ в 1966) он изучал историю конструктивизма и кинетизма в России, Европе, США, воспринимая свои открытия как шаги в процессе, начавшемся за несколько десятилетий до него. Был хорошо знаком с изданиями по наглядной геометрии Гильберта и Кон-Фоссена, видел, как математические в своей основе линеарные конструкции, разработанные в лабораториях Европы, преображались в объектах Наума Габо в чистое искусство. Восхищался красотой башни Шухова – примером линеарной конструкции, «когда из полосочек, их пересечений, что-то возникает».
«Мачта» Вячеслава Колейчука в собрании Третьяковской галереи – один из самых первых его опытов пластической реализации «самонапряженнной стержнево-вантовой» структуры. Небольшой объект из прозрачных веретенообразных стержней и тонкой лески представляет собой изящную симметричную конструкцию из «зависших» в воздухе вертикальных и горизонтальных элементов. Их положение стабилизировано напряжением особым образом натянутой лески. Зритель, как правило, зачарован этим магическим несоответствием хрупкости и устойчивости. Эффект невесомости усилен подсветкой снизу. Не менее важен для произведений Колейчука потенциал масштабирования: их легко можно представить в виде огромных городских скульптур.
Объект, который мы видим в экспозиции, пришел сюда как бы из другого мира, где открываются «новые классы конструкций». Сама по себе эта область не относится строго к архитектуре, дизайну или математике. Колейчук подчеркивал: «Я никогда не занимался математикой. Это именно структурализм. Ты замечаешь какие-то законы. Ты видишь чей-то прием, разбираешь его, понимаешь, а потом задаешь вопрос, а что еще возможно при развитии этого приема. И нет никакой математики. Есть, скорее, симметрия, орнамент, движение, перемещение». В результате возникают «сообщества» структур, конструкций, которые могут расселяться по миру в форме архитектурных сооружений, самораскрывающихся орбитальных антенн, городских скульптур и художественных объектов в музейных экспозициях. В основе каждого из них – прямая линия и работа принципа, определяющего ее положение в пространстве. В конечном счете – прямая визуализация идеи.
Вячеслав Колейчук много раз повторял, что его не устраивает то, как художники спекулируют реальностью: «Для них важен предмет, как говорил один мой знакомый – мох на камнях… Идеал – это точка светящаяся, недоступная, как звезда».