Вячеслав Колейчук – художник, архитектор, изобретатель, теоретик и историк кинетического искусства, автор реконструкций произведений художников авангарда 1920-х годов, в том числе знаменитой конструктивистской Второй весенней выставки Общества молодых художников (ОБМОХУ) 1921 года.
Произведения Вячеслава Колейчука, выполненные в технике светостереографии, представляют собой виртуальные изображения, получаемые при помощи света, направленного на пластину из металла или пластика с нанесенным на нее гравированным рисунком. Техника, которую Вячеслав Колейчук называл квазиголография, штриховая стереография, светостереография, бликостереотектоника, была изобретена художником в начале 1990-х годов. В процессе реконструкции одного из объектов Александра Родченко автор обнаружил при шлифовке поверхности металла, что при попадании на ее неровности луча света создается ощущение парящего изображения. Знание законов оптики и психологии зрительного восприятия позволило Колейчуку управлять этим эффектом, создавая как абстрактные, так и фигуративные «объемные» композиции.
Ближайшим аналогом этой уникальной авторской технологии Вячеслав Колейчук называл голограмму, «в которой для восстановления объемного изображения используются отражающие или пропускающие свет голографические фотопленки и фотопластинки с записанными на них с помощью лазера изображениями». Отличие стереографики Колейчука в том, что эффект голографического изображения возникает без специальных технических приспособлений, а лишь путем процарапывания или нанесения штриховки. Причем гравюра на используемой автором пластине металла или пластика не идентична возникающему в результате виртуальному образу. Она состоит из тонких насечек и пересекающихся линий, образующих окружности, дуги, параболы. За этим чудом преобразования технического рисунка в совершенно иной визуальный образ, конечно, стоит точный математический расчет.
Светостереографические работы Колейчука называют «живой графикой», так как иллюзорные изображения являются не просто объемными, но и своего рода кинетическими произведениями: они меняют конфигурацию и перемещаются в пространстве при движении зрителя. В некоторых работах автор усиливал этот эффект, помещая гравированные пластины на специальные постаменты, снабженные моторами. К таким произведениям относится и ставшая самой известной стереографикой художника инсталляция «Три стакана». Особый эффект, принесший популярность этой работе, придает помещение реального граненого стакана на поверхность вращающейся на круглом подиуме пластины. Возникающие в пространстве виртуальные стереостаканы сопоставлены с материальным объектом, что усиливает впечатление от оптической иллюзии.