Колейчук Вячеслав (1941-2018)
Черный квадрат
1998/2010
Размер - 39 x 39
Материал - пластик
Техника - светостереографика, нитрокраска
Инвентарный номер - НТ О-756
Дар М. Колейчук. 2022
Летом 2021 года в экспозиции Третьяковской галереи перед главным произведением русского авангарда – картиной Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат» – появилась лежащая на подиуме небольшая работа. Она представляла собой, казалось, выполненную на пластике маленькую копию знаменитого шедевра, своего рода визуальную этикетку. И только при приближении становилось заметно, что изображение геометрической фигуры нарушалось необычным эффектом. Квадрат трансформировался в световой куб, который вырастал и менял свои конфигурации при перемещении зрителя.
«Черный квадрат», или «Квадрат в кубе», Вячеслава Колейчука представляет собой одно из произведений художника, выполненных в изобретенной им технике светостереографии. В начале 1990-х годов, реконструируя один из объектов Александра Родченко, Колейчук обнаружил, что в процессе шлифовки металла неровности, которые образуются на его поверхности, при попадании на них луча света создают иллюзию парящего изображения. Знание законов оптики и психологии зрительного восприятия позволило Колейчуку управлять этим эффектом, создавая как абстрактные, так и фигуративные «объемные» композиции. Ближайшим аналогом этой уникальной авторской технологии художник называл голограмму, «в которой для восстановления объемного изображения используются отражающие или пропускающие свет голографические фотопленки и фотопластинки с записанными на них с помощью лазера изображениями». Отличие стереографики Колейчука в том, что эффект голографического изображения возникает без специальных технических приспособлений, а лишь путем процарапывания или нанесения штриховки. Причем гравюра на используемой автором пластине металла или пластика не идентична возникающему в результате виртуальному образу. Она состоит из тонких насечек и пересекающихся линий, образующих окружности, дуги, параболы. За этим чудом преобразования технического рисунка в совершенно иной визуальный образ, конечно, стоит точный математический расчет.
Двойная датировка этого произведения обусловлена тем, что первый опыт по созданию стереографического «Черного квадрата» относится к 1998 году. Позднее Вячеслав Колейчук экспериментировал с разными вариантами этого «квадрата в кубе», отличающимися материалом, цветом, размерами. Вариант 2010 года, вошедший в собрание Третьяковской галереи, имеет серебристую окраску фона, подчеркивающую глубину черного квадрата. Выбор этой работы из серии светостереографик Колейчука обусловлен исключительной значимостью «Черного квадрата» Казимира Малевича, послужившего прообразом для эксперимента художника, творческий путь которого был связан с исследованием и продолжением авангардной линии в искусстве.