Толстой Фёдор (1783-1873)
Морфей
1852
Размер - 43 x 29 x 28
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.4014
Приобретено П.М. Третьяковым у Е.Ф. Юнге, дочери скульптора. 1895
Имя графа Фёдора Петровича Толстого неразрывно связано с важнейшими событиями художественной жизни России XIX столетия. Годы его обучения и формирования совпали с эпохой романтизма, поощрявшей стремление личности к раскрытию всех своих творческих способностей. Но даже среди выдающихся представителей романтизма Толстой был художником уникальным во всех отношениях. Вице-президент Академии художеств на протяжении тридцати лет (1828–1859), он был также яркой творческой личностью. Фёдор Толстой известен как замечательный медальер, скульптор – станковист и монументалист, живописец, акварелист, рисовальщик, гравер, создатель балетов, писатель и педагог, составивший руководство для обучающихся медальерному искусству. Главным своим призванием он считал «медальерное и скульптурное художества».
Увлечение классической литературой, подражание древним в искусстве и архитектуре, в образе жизни, в моде на одежду и мебель было неотъемлемой чертой эпохи классицизма. Фёдор Толстой украсил в древнегреческом стиле спальню в собственном доме, где бюст Морфея занял особое место. По воспоминаниям дочери скульптора М.Ф. Каменской, «в спальне интереснее всего была античная широкая кровать, с выгнутой в виде лебединой груди спинкой, с колчанами вместо передних ножек; над нею был брошен роскошный полог, как бы на лету пронзенный золотой стрелой и приколотый ею к стене. В головах этот полог перебрасывался одним концом через высокую узкую греческую колонку с прозрачной мраморной лампадой, которая по вечерам пропускала сквозь себя слабый загадочный свет; другой конец полога роскошными складками упадал сверху бюста на плечо бога сна Морфея (тоже работы папеньки), который стоял в ногах на пьедестале, а затем расстилался до самого пола. Короче сказать, это была не кровать, а сама Греция – ложе Амура и Психеи». Античная обстановка спальни с терракотовым бюстом-гермой «Морфей» в доме Толстых послужила натурой для иллюстраций к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька». Через тридцать лет граф Толстой повторил бюст в мраморе.