Имя графа Фёдора Толстого неразрывно связано с важнейшими событиями художественной жизни России XIX столетия. Годы его обучения и формирования совпали с эпохой романтизма, поощрявшей стремление личности к раскрытию всех своих творческих способностей. Но даже среди гениев романтизма Толстой был художником уникальным во всех отношениях. На протяжении тридцати лет (1828–1859) он был вице-президентом Академии художеств и одновременно активно занимался творчеством. Он известен как замечательный медальер, скульптор – станковист и монументалист, живописец, акварелист, рисовальщик, гравер, создатель балетов, писатель и педагог, оставивший руководство для обучающихся медальерному искусству. Главным своим призванием он считал «медальерное и скульптурное художества».
Серия медальонов, посвященных войне 1812 года и Заграничным походам русской армии 1813–1814 годов, принесла Толстому громкую славу. Эти небольшие произведения совпали с настроением русского общества периода наполеоновских войн и воспринимались как воплощение самых высоких представлений о человеческом достоинстве и героизме. В них зафиксированы важнейшие этапы этой военной кампании – от вступления Наполеона в пределы России до вступления русских войск в Париж и окончания войны.
Толстой намеревался исполнить рисунки, вылепить восковые барельефы, а затем вырезать формы на меди для отливки гипсовых слепков, которые следовало «пустить в публику». Серия должна была состоять из двадцати произведений.
В 1816 году переплетенные в альбом графические проекты медальонов с текстовыми описаниями были переданы Александру I. Император проект поддержал.
Более двадцати лет, с 1814 по 1836-й, ушло на создание двадцати одного произведения. Медальоны приобрели широкую известность в Европе. Толстой был избран почетным членом Прусской (1822), Австрийской (1836), Флорентийской (1846) академий художеств.
Медальоны были неоднократно тиражированы в разных материалах. Толстой и сам переводил композиции с медных форм в гипс.
В вариантах, выполненных в белом гипсе, красоту изысканных линий и лаконизм композиций подчеркивает голубой цвет фона. Лепка миниатюр тонка и гармонична. Воины облачены в условные русские одежды, характерные для скульптуры классицизма, с античным оружием и добавлением специфически русских деталей – стилизованных шлемов-шишаков, кольчуг, ерихонок, булав и др. Условность художественного языка классицизма сочетается в медальонах с подлинностью живого чувства, с романтическим духом и реальностью событий. В издании президента Российской академии А.С. Шишкова («Собрание резных изображений с медалей...») к этому сюжету дается следующий текст: «Российский воин, в праведном гневе своем за нанесение толиких зол отечеству его, разсеивает, карает противные силы. В левой руке держит он исторгнутые им у неприятелей мечи. Правою рукою разит бегущего с ужасом и злобою врага, тщетно щитом своим от него заслоняющегося. Позади его видны падшие на колени пленники. У ног его лежат трупы, шлемы и жезл предводительствовавшего неприятельскими войсками Маршала Даву».