Цикл пейзажей, посвященных природе Русского севера – один из ключевых в творчестве Ефрема Зверькова. В 1969 году состоялась одна из последних художественных экспедиций по реке Вашке Коми АССР, куда Зверьков отправился с художниками Геннадием Дарьиным и Владимиром Стожаровым. Картина «Северная весна», написанная в эту поездку, стала своеобразным завершением периода изучения художником природы Русского севера.
Для картины Зверьков избрал момент ранней весны, когда происходит половодье. Зритель видит на первом плане бесконечное пространство реки: залитый берег с одинокими лодочками. Слева видны стоящие в воде едва наметившиеся стволы деревьев, справа позади подтопленные баньки и стоящие выше бревенчатые дома. Небо, отраженное в водной глади, отделяется от нее тонкой полоской зелени на заднем плане.
Особое внимание стоит уделить колориту полотна, его изысканным холодным серо-фиолетовым тонам неба и воды, которые усиливают цветовые акценты просыпающейся природы. Пейзаж написан в необычном ракурсе: художник «срезает» горизонт, что позволяет зрителю охватить всю панораму водной стихии одновременно.
Картину «Северная весна» можно считать одной из программных работ Зверькова, посвященных Русскому северу. Автор обращается к национальной пейзажной традиции, в рамках которой вырабатывает свой уникальный почерк, во многом определивший развитие современного пейзажа.