Белов овраг. Вечер
Патрон шедевра
Зверьков Ефрем (1921-2012)
Белов овраг. Вечер
1965
Размер - 69,5 x 120
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1004
Поступило от Министерства культуры СССР, приобретено у автора. 1975
Ефрем Зверьков – народный художник СССР, яркий представитель национальной пейзажной школы второй половины ХХ века. Он родился в 1921 году в деревне Нестерово Тверской губернии. Юношей был призван в армию, затем на фронт, и именно на войне, несмотря на все трудности этого времени, в нем окончательно сформировалось желание стать художником: «Там на фронте, я впервые ощутил, что воспринимаю мир, все окружающее меня, как живописец».
В 1947 году Зверьков поступил в Суриковский институт на курс Василия Ефанова и Алексея Грицая, здесь же началась многолетняя дружба с Пластовыми: выдающимся советским художником Аркадием Пластовым и его сыном Николаем. Длительное общение и совместная работа с А. Пластовым стали особой вехой в жизни и творчестве Зверькова, он часто бывал в гостях на родине Пластовых в деревне Прислониха Ульяновской области, этим местам посвящена не одна его картина. Именно здесь, в окрестностях Прислонихи, и было написано полотно «Белов овраг. Вечер».
Зверьков изобразил эту местность осенью на закате дня. Зритель видит на переднем плане зеленый овраг, покрытый «ковром» из деревьев с оранжево-красной листвой. На контрасте, на заднем плане растянулась фиолетово-розовая полоса леса, уходящая далеко за горизонт и сливающаяся с небом.
Именно в произведениях, написанных во время общения с А. Пластовым, Зверьков впервые начинает использовать цветной пастозный мазок. В данной картине он усиливает эффект последних лучей закатного солнца, придавая тем самым пейзажу особые декоративные свойства.
Картина «Белов овраг. Вечер» относится к середине 1960-х годов, с этого времени начались художественные поиски Зверькова, которые выразились в стремлениях к изображению конкретной местности русской природы и особой декоративной живописной манере. Эти поиски привели художника к его собственному уникальному стилю в пейзаже.