Портрет великой княгини Марии Федоровны
Патрон шедевра
Бергамаско Карл ((1830 - 1896))
Портрет великой княгини Марии Федоровны
Вторая половина 1870-х
Размер - 10,8 x 8,1
Материал - бумага на картоне
Техника - альбуминовый отпечаток, лак
Инвентарный номер - РФт-174
Поступило в 1931
Датская принцесса Дагмар – в православии Мария Фёдоровна (1847–1928), прожила долгую, полную драматических событий жизнь, из которой 52 года прошли в России. Принцессе Дагмар предназначалось стать женой старшего сына Александра II – великого князя Николая Александровича, чья внезапная смерть оказалась большим ударом для молодой невесты. Александр II дорожил датско-русскими связями, выгодными обеим странам, и не хотел отказываться от возможного династического брака, способствующего укреплению союза. В результате принцесса Дагмар вышла замуж за брата Николая Александровича – цесаревича Александра Александровича. Современники отмечали искреннюю привязанность супругов друг к другу. Александр III считал узы брака нерушимыми, а детей, которых было шестеро (один умер в младенчестве), вершиной супружеского счастья.
В России датскую принцессу приняли с большой симпатией. Молодая жена наследника престола обладала врожденным очарованием, общительностью, живостью характера. Поэты посвящали ей стихи, композиторы – романсы, лучшие русские художники писали ее портреты. Мария Фёдоровна и сама увлекалась живописью, хотя не получила профессионального образования. Цесаревна интересовалась и литературой, музыкой, историей. Александр III и Мария Фёдоровна коллекционировали предметы живописи и прикладного искусства. Именно их коллекции составили первоначальное ядро собрания Русского музея императора Александра III. Императорская чета присутствовала при открытии Исторического музея в Москве, в создании которого Александр III также принимал активное участие, посетили галерею П.М. Третьякова, когда он передал свое собрание в дар Москве.
Интересовалась Мария Фёдоровна и фотографией, много и увлеченно фотографировала. Редактор популярного мюнхенского журнала «Фотографический мир» даже пригласил ее для участия в издательстве журнала «Фотографическое искусство высочайших особ». Свое увлечение она передала и детям.
Много занималась Мария Фёдоровна и общественной деятельностью. Она попечительствовала различным обществам, возглавляла Ведомство учреждений императрицы Марии, большое внимание уделяла Российскому обществу Красного Креста. Во время войны под ее началом все женщины императорского дома принимали участие в организации лазаретов, санитарных поездов и т.д.
Царствование Александра III продолжалось 13 лет. В 1894 году любимый супруг Марии Фёдоровны скончался, императором стал их старший сын Николай. В 1899 году умер от туберкулеза третий сын Марии Фёдоровны – Георгий. В 1918 году был казнен младший сын Михаил, расстреляны Николай II и вся его семья. Марии Фёдоровне и двум ее дочерям – Ксении и Ольге – удалось покинуть Россию на корабле, присланном английской королевой Александрой, за остававшимися в Крыму Романовыми. Вдовствующая королева Англии Александра была ее родной сестрой. Умерла Мария Фёдоровна на родине, в Дании.
Фотография исполнена в фотоателье Карла Бергамаско. На снимке Марии Фёдоровне примерно 25–30 лет. Бергамаско представил свою модель в наиболее выгодном свете, ему удалось передать очарование молодой женщины, подчеркнуть глаза, которые поэт великий князь Константин Романов называл «Светозарная, вешняя ночь».
Карл Бергамаско – один из самых модных и преуспевающих портретистов XIX века. Бергамаско состоял фотографом при дворах многих высочайших особ – императрицы Марии Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича. По личному желанию английской королевы Виктории делал ее портреты. С 1863 года именовался «фотографом Императорских театров». Участник многих международных выставок, где неизменно получал награды.