Группа за столом.  Евгений, Мария Лейхтенбергские, Елена Строганова, Георгий, Николай, Сергей, Евгения Лейхтенбергские
Патрон шедевра
Бергамаско Карл ((1830 - 1896))
Группа за столом. Евгений, Мария Лейхтенбергские, Елена Строганова, Георгий, Николай, Сергей, Евгения Лейхтенбергские
1874-1875
Размер - 40,4 x 38,2
Материал - бумага
Техника - альбуминовый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-179
Поступило в 1931
У великой княгини Марии Николаевны (1819–1876), дочери императора Николая I, и Максимилиана Лейхтенбергского (1817–1852), сына Евгения Богарне (пасынка Наполеона Бонапарта), было семеро детей, из них одна девочка умерла в младенчестве. Остальные шестеро изображены на фото слева направо: Евгений (1847–1901); Мария (1841–1914); Георгий (1852–1912); Николай (1843–1891); Сергей (1849–1877); Евгения (1845–1925).
После смерти герцога Максимилиана Лейхтенбергского император Николай I даровал его детям (своим внукам) титул и фамилию князей Романовских.
В 1853 году Мария Николаевна вторично вышла замуж – за графа Григория Александровича Строганова (1823–1878). Этот брак был морганатическим, у них родились двое детей, в том числе Строганова Елена Григорьевна (1861–1908), предположительно, третья слева на снимке.
Судьбы этих людей сложились по-разному. Наибольшую известность получили двое из них. Николай Максимилианович в 1865 году стал президентом Императорского минералогического общества. Под его руководством осуществлены работы по картографии России и научное исследование ее минеральных богатств. Евгения Максимилиановна, в замужестве принцесса Ольденбургская, вела активную общественную и благотворительную деятельность: была председателем Императорского общества поощрения художеств, занималась устройством в рабочих кварталах рисовальных школ, состояла попечительницей общины сестер Красного Креста, на основе которого возникла Община Святой Евгении.
Классический групповой семейный портрет – один из самых сложных жанров в фотографии. Задачей фотографа было передать характер и внешность нескольких персонажей, связав их и окружающие предметы в гармоничную композицию. Снимающиеся должны были принять непринужденные позы, создавая впечатление случайно запечатленной семейной сцены. Эту атмосферу подчеркивали и аксессуары: книги, вазочка на столе, шкатулка.
Портрет исполнен в фотоателье Карла Бергамаско, который был одним из самых модных и преуспевающих портретистов XIX века. Бергамаско состоял фотографом при дворах многих высочайших особ – императрицы Марии Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича. По личному желанию английской королевы Виктории делал ее портреты. С 1863 года именовался «фотографом Императорских театров». Участник многих международных выставок, где неизменно получал награды.