Татьяна Михайловна Соколова – одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. Она работала в станковой и монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, в жанре портрета и тематической композиции. Ее творчество отличало сочетание игрового начала и театральности с выразительной скульптурной формой.
С Гурием Филипповичем Захаровым (1926-1994), в будущем одним из крупнейших художников-графиков 1960-80х годов, Татьяна Михайловна познакомилась в годы учёбы в ВХПУ (бывшее Строгановское), а вскоре после окончания училища они поженились. В 1954 Захаров заканчивает ВХПУ по специальности «художник декоративно-прикладного искусства», в середине 1950-х он выступает на выставках как живописец, а с 1958 начинает выставляться как художник-график.
«Портрет художника Г.Ф. Захарова» – первое произведение скульптора, которое поступило в собрание Третьяковской галереи, что всегда являлось фактором признания для художников. По воспоминаниям современников, эта работа Соколовой многих поразила своей внушительностью. Как утверждал известный искусствовед Виталий Манин, «знавшие художника как хорошего, могучего парня, увидели вдруг значительного человека глубокой мысли и сосредоточенности».
Немалую роль в придании образу монументальности сыграло то, что скульптор убирает все детали, которые могли бы оказаться менее значимыми. Неслучайно она делает не бюст, а именно голову портретируемого – выразительно вылеплены крупные нос, губы, массивный подбородок, сдвинутые брови и особенно узнаваемы характерные, близко посаженные захаровские глаза.
Впоследствии художники не раз становились героями сюжетных композиций в творчестве друг друга. У Соколовой есть две работы, в которых Захаров представлен этаким отдыхающем увальнем, – «Пейзаж в селе Любец» (1972), другую работу она называет с доброй иронией «Отдых. Лентяй» (1972). Любопытно, что у самого Захарова аналогичная композиция называется «Жизнь поэта» (офорт, 1970).
Скульптура поступила в Третьяковскую галерею в 1968 из Министерства Культуры СССР, приобретена у автора.