Соколова Татьяна (1930-2010)
Материнство
1979
Размер - 149 x 57 x 53
Материал - дерево
Инвентарный номер - СКС-1405
Поступило от МК СССР. 1983
Татьяна Михайловна Соколова – одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. Она работала в станковой и монументально-декоративной скульптуре, мелкой пластике, в жанрах портрета и тематической композиции. Ее творчество отличало сочетание игрового начала и театральности с выразительной скульптурной формой.
Тема материнства – одна из основных в творчестве Татьяны Соколовой. Впервые она обратилась к ней в 1959 году в произведении «Автопортрет с ребенком» (дерево). В собрании Третьяковской галереи есть скульптура «Материнство» (1966, литой алюминий), которая также является автопортретом с дочерью Натальей Захаровой. В представленном произведении героинями стали уже взрослая дочь Наталья и внучка Настя. Из воспоминаний художницы Ирины Шевандроновой: «Для Татьяны Соколовой необходимо хорошо знать и любить того, кто является объектом ее замысла. Она глубоко проникает в самую сущность духовного мира портретируемого. Это относится ко всему ее творчеству, но особенно показательны в этом смысле портреты дочери Наташи и внучки Насти, которые являются для нее постоянными вдохновляющими моделями». За 30 лет Татьяна Михайловна сделала дочь героиней почти тридцати своих произведений.
Как и в большинстве работ, выполненных Соколовой в дереве, скульптор выстраивает форму путем сочетания мощных, выразительных масс. Акценты созданы при помощи острых граней, подчеркивая тем самым природную структуру материала. В скульптуре очевидно портретное сходство с Натальей Захаровой и, одновременно, передан характерный облик современницы – короткое платье до колен и модная в 1970-е годы прическа с длинной челкой. Но, очевидно, что Соколова черпает вдохновение в пластике Высокого Возрождения. Подобно «Мадонне Медичи» Микеланджело, она изображает свою героиню в динамичной позе, когда одна нога закинута на другую, а плечи даны в развороте. Но если ренессансная Мадонна решительным жестом передает сына – Спасителя – миру, то героиня Соколовой крепко, обеими руками прижимает младенца к груди, оберегая и охраняя детство.