К середине XVIII века, с новым, усложняющимся представлением о человеке, художника все больше начинает интересовать индивидуальность, внутренние качества человеческой натуры. В это время Алексей Антропов пишет портрет Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, – статс-дамы, ближайшей подруги и дальней родственницы императрицы Елизаветы Петровны. Нарышкины приходились родней императрице по линии матери Петра I – Н.К. Нарышкиной. В молодости Анастасия Михайловна слыла красавицей, но с годами превратилась в грузную, чопорную, властную особу, пользующуюся немалым влиянием при дворе.
Антропов считается одним из основоположников камерного портрета в русском искусстве. Его становление связано с активным проникновением идей европейского Просвещения в Россию. И хотя в портрете Измайловой еще нет глубокой и всесторонней характеристики модели, художник уже стремится отметить не только неповторимые черты внешности, но и неизменные, постоянные свойства ее натуры, пока еще в их статичном варианте. Как истинный представитель культуры XVIII столетия, Антропов не забывает также обратиться к общественному положению своей модели. На груди статс-дамы знак отличия – портрет Елизаветы Петровны в алмазах, пожалованный императрицей своей любимой придворной даме и подруге в знак особого личного расположения.
Погрудное изображение фигуры на холсте небольшого камерного формата заставляет зрителя внимательно вглядываться в лицо на портрете. Это густо набеленное, нарумяненное, с соболиными бровями лицо уже не молодой, но все еще сильной и властной женщины. Яркости, колоритности характера Измайловой соответствует насыщенная цветовая гамма портрета, построенная на звучном сочетании локальных цветов – розового, темно-голубого, черного и белого. Насыщенный локальный колорит ассоциируется с традицией парсуны, его яркая декоративность – с народным искусством, интерес к которому усиливается в середине XVIII столетия.
В отличие от своих предшественников – художников петровского времени, Антропов никогда не бывал в Европе, традиция обучения русских художников за границей после смерти Петра I на несколько десятилетий прервалась. Это отчасти объясняет то, что творчество мастеров середины XVIII века гораздо больше связано со средневековой и фольклорной художественной традицией, чем искусство их предшественников.