В начале 1760-х годов Антропов находился в зените славы как портретист. В 1761 он был назначен художником при Синоде, а также надзирателем над работами живописцев и иконописцев. Как именитому мастеру в 1762 году ему было поручено создание парадных портретов Петра III и Екатерины II. Им предшествовали маленькие эскизы. Долгое время считалось, что эскиз к портрету Екатерины является парным портрету императора. Это неверно, так как маленький женский портрет носит самостоятельный характер, изображая Екатерину уже коронованной императрицей. К тому же эскизы различны по размерам и происходят из разных коллекций. В 1762 году Антропов участвовал в подготовке коронационных торжеств – писал восемь портретов Екатерины для Триумфальных ворот в Москве. Эскиз мог быть использован им для этой работы.
Композиция эскиза заимствована с некоторыми изменениями у Л. Токе (портрет Елизаветы Петровны, 1758, Государственный Эрмитаж). Для изображения лица Екатерины II Антропов обратился к типу
П. Ротари (1761 (?) Третьяковская галерея). Эскиз решен в барочно-рокайльном стиле, призванном подчеркнуть парадность и торжественность. Согласно традиции репрезентативного произведения, императрица представлена в дворцовом интерьере на фоне колонн, пилястров, подвязанных драпировок. Ее фигуру окружают привычные аксессуары: стол с царскими регалиями на подушке, трон, пышная мантия, спадающая с плеч. Эту же роль играет колорит, построенный на сопоставлении холодных тонов серебристо-стального платья, голубой ленты и белого горностая с теплыми золотистыми и красными тонами. Особую праздничность портрету придает обилие красного цвета в изображении ковра на полу, подушки, драпировки, обивка трона.
Эскиз исполнен с ювелирным мастерством и живописным блеском. Очевидно, в написании портрета Антропову помог опыт работы с миниатюрой на финифти. С большой тонкостью и скрупулезностью выписаны мелкие детали портрета: бриллиантовые украшения большой и малой императорских корон, гербовый орнамент платья и мантии, бахрома и кисти.
К эскизу восходят парадные и полупарадные портреты Екатерины II, созданные Антроповым в разные годы. Существует несколько фрагментарных авторских повторений: в Сергиево-Посадском музее-заповеднике (1762), Тверской областной картинной галерее (1766), (модель изображена сидящей на троне), Волгоградском музее изобразительных искусств (1766) и в частном собрании (1760-е, Стокгольм). Известен парадный портрет Екатерины II кисти Ивана Аргунова, также аналогичный по изображению (1762, Русский музей).
Эскиз происходит из собрания С.А. Бахрушина, представителя целой семьи коллекционеров. Собиратель предпочитал русскую живопись, гравюры и табакерки.