Антропов Алексей (1716-1795)
Портрет детей австрийской императрицы Марии-Терезии
1760
Размер - 93 x 74
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20776
Поступило из Музея-усадьбы "Остафьево". 1930
Работа является копией с оригинала М. Мейтенса-младшего
У Марии-Терезии (1717 – 1780) и ее супруга Франца I Стефана Лотарингского (1708 – 1765) всего было 16 детей. Придворный художник австрийского двора М. Мейтенс-младший неоднократно портретировал как всю семью Марии-Терезии, так и отдельных ее членов. На изображении, которое послужило оригиналом для работы Антропова, художник изобразил Марию Юзефу (1751 – 1767), Марию Каролину (1752 – 1814), Марию Антуанетту (1755 – 1793) и Максимилиана Франца (1756 – 1801).
Парадный портрет Мейтенса, выполненный в стилистике рококо, отличают характерные для этого направления мажорное звучание колорита, изысканность и условность в построении композиции. О высоком статусе представленных детей свидетельствует золотая императорская корона, вышитая на скатерти. Художник наполняет полотно непрерывным движением. Этому впечатлению способствуют грациозные оживленные позы детей, благодаря которым пухлощекие малыши приобретают некоторое сходство с путти на рокайльных плафонах. Мастер не стремился к передаче портретного сходства, о чем можно судить хотя бы на том основании, что трое младших детей практически не различимы по возрасту. Декоративный характер полотна подчеркнут обилием цветов. Изображение гирлянд, составленных из цветов и фруктов, имело давнюю традицию в европейской живописи. Изначально они обрамляли лики святых или религиозные сцены.
В XVII веке внутрь медальонов с цветочной рамой могли поместить портрет или даже натюрморт. Как правило, гирлянда имела глубоко символичное значение. В портретах каждый цветок в отдельности являлся эмблемой того или иного достоинства изображенного лица. Мейтенс, следуя рокайльной эстетике, любившей низводить нечто величественное до изящной игры, очень вольно обращается с мотивом гирлянды, вплетая ее в само изображение, щедро разбрасывая цветы по столу, за которым сидят дети. Но и в этом случае гирлянда сохраняет свой главный традиционный смысл прославления героев портрета.
Антропов копировал Мейтенса, уже сам будучи зрелым художником и имея немалый опыт как монументальных, так и станковых работ. К моменту создания данного изображения им уже был закончен один из шедевров его творчества – портрет А.М. Измайловой (1759). Если сравнить портрет детей Марии-Терезии с оригинальными произведениями мастера, то станет очевидно, что самому живописцу было чуждо стремление к рокайльному декоративизму, к передаче излишней подвижности моделей. Герои его портретов выглядят гораздо более статичными, грузными и менее изысканными. Однако Антропов всю жизнь стремился к совершенствованию своего мастерства. И он с легкостью справился с поставленной задачей.
Картина происходит из собрания князей Вяземских, а затем принадлежала графам Шереметевым и располагалась в подмосковной усадьбе Остафьево.