В начале 1760-х годов Антропов находился в зените славы как портретист. В 1761 он был назначен художником при Синоде, а также надзирателем над работами живописцев и иконописцев. Портрет Петра III, исполненный в связи с восшествием императора на престол, был заказан для Сената. Произведение задумано как парадный коронационный портрет большого формата с изображением фигуры в рост.
Величественное появление Петра III на полотне обставлено с барочной торжественностью. Император представлен в дворцовых апартаментах с приспущенными сверху пышными драпировками, за которыми видны массивные колонны на высоких базах. Намеком на пространственное решение является прорыв в глубь фона с изображением баталии – напоминание о полководческих способностях самодержца. Его фигура как бы оправлена в торжественную раму из значимых вещей: лежащих на подушке царских регалий – короны, державы и скипетра и ниспадающей тяжелыми складками с трона мантии. Композиция портрета отличается строгой продуманностью и уравновешенностью деталей обстановки. Удачно найдены ритмическое повторы в изображении шпаги и жезла, правой руки и линии столика-консоли, изогнутых ножек столика и округлых линий драпировок. Благодаря этому, а также мажорному колориту, построенному на сочетании красного, зеленого и золотистого цветов, парадный портрет органично вписывался в ансамбль большого барочного интерьера.
Но атмосфера апофеоза не в состоянии скрыть непропорциональность тела императора, некрасивость его лица с легкой улыбкой на губах. Даже в таком официальном репрезентативном портрете Антропов остался верен своему трезвому восприятию натуры. При этом он не впадает в гротеск, карикатурность, а как объективный зритель изображает то, что видит. Своеобразие портрета заключается в сочетании декоративной парадности и откровенной правдивой характеристики модели.
Существует подобный портрет, написанный для Синода (1762, Русский музей). Обоим портретам предшествует небольшой эскиз (1762, Третьяковская галерея). Известно уменьшенное фрагментарное авторское повторение, созданное по настоянию архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры Лаврентия (Хоцятовского) (1762, Сергиево-Посадский музей-заповедник). Антроповым был исполнен также парадный портрет Петра III - полководца на фоне походных шатров и баталии (1762, Русский музей). Похожий по иконографии портрет был выполнен выдающимся живописцем Ф.С. Рокотовым (1762, Русский музей).