Антропов Алексей (1716-1795)
Портрет неизвестной
1760-е
Размер - 53 x 43,8
Материал - холст дублированный
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.27350
Приобретено у М.М. Успенского. 1948
Конец 1750-х – первая половина 1760-х считается временем расцвета портретного творчества А.П. Антропова. Мастер участвовал в оформлении торжеств в Москве по случаю коронации Екатерины II (1762–1763). Незадолго до этого, в 1761 году, художник был назначен надзирателем за живописцами и иконописцами в Синоде, что говорит о его популярности. Именно в этот период им были созданы наиболее известные камерные портреты: статс-дамы А.М. Измайловой (1759), княгини Т.А. Трубецкой (1761), Бутурлиных (1763, все – в Третьяковской галерее).
«Портрет неизвестной» решен в рамках камерного портрета – поясного изображения небольшого размера. Модель представлена в трехчетвертном повороте, лицо обращено к зрителю. Художник, судя по портрету, проникся обаянием молодой женщины и писал ее с искренним увлечением. Нежно-розовое, с тонкими чертами лицо изображенной пленяет своей хрупкой одухотворенностью. Антропов обрамляет его легким кружевным чепцом серебристого тона, украшенным бриллиантовыми розочками. Такие же драгоценности оформляют платье неизвестной на горжетке и рукавах, в ее ушах – бриллиантовые серьги. Сдержанное, неброское по цвету платье дополнено кружевной сеткой на груди.
В отличие от других портретов внимание художника направлено не столько на выявление характера модели, сколько на передачу спокойного, задумчивого выражения ее лица. Цветовая гамма построена на сочетании золотисто-коричневых тонов одежды с зеленовато-серебристым оттенком чепца, местами оживленным цветом. В этой камерности подачи образа, тонкости живописи и выразительности светотени Антропов работает в границах стиля рококо.
К портрету существует парное мужское изображение (1760-е, Третьяковская галерея), на котором персонаж представлен в мундире лейб-гвардии Семёновского полка. Мужской портрет в образном отношении уступает женскому по силе выразительности.
«Портрет неизвестной» Антропова является необходимым звеном между портретами Хрипуновой (1757, музей-усадьба «Останкино») и «Неизвестной в русском костюме» кисти его современника И. Аргунова (1784, Третьяковская галерея). Аргунов приходит к созданию глубоко поэтического и величавого образа русской женщины, которому свойственна особая гармония и ясность внутреннего мира. Антропов же, уступая ему в содержательности замысла, подкупает доверительностью и простотой подачи модели, что было большим завоеванием художника в 1760-х годах.