На портрете изображен представитель крупного купеческого рода - Михаил Абрамович Морозов (1870 - 1903). Потомственный почетный гражданин, унаследовал в 1892 году часть Тверской мануфактуры бумажных изделий. Однако прославился больше не как промышленник, а как общественный деятель, меценат и коллекционер. Принимал участие в организации музея изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина), с 23 лет собирал собственную коллекцию произведений искусства. В собрание М.А. Морозова входили работы известных русских и европейских художников, иконы, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства разных культур. По завещанию Морозова часть его коллекции была в 1910 году передана в дар Третьяковской галерее.
Серов изображает Морозова основательным и уверенным человеком, готовым принять любой вызов судьбы. Успешный делец, «не сдвигаемая глыба» - образчик российской буржуазии рубежа веков. Монументальная, устойчивая поза с широко поставленными ногами была одобрена самим Морозовым, как точно отражающая его характер. Во внешнем облике, все призвано донести финансовую состоятельность персоны. А цепкий взгляд и сдвинутые брови напомнят о проницательности и хваткости предпринимателя. Используя один из любимых приемов, Серов помещает модель в пространство, дополняющее ее личные характеристики. Морозов запечатлен в своем особняке на Смоленском бульваре, 26/9. За спиной фабриканта можно различить лестницу и зеркала большого дома, а так же, едва намеченные скульптуры – напоминание об увлечении коллекционированием.
В работе над портретами Серова не удовлетворяла передача фотографического сходства, его влекло создание образа, подчеркивающего типические особенности портретируемого. Создавая образ Морозова, художник отметил несоответствие «нувориша» той аристократической среде, в которую он стремится. Выбрав более узкий, чем требовалось для парадного портрета, формат холста, Серов размещает фигуру на большей его части. Массивная и непропорциональная, она резко контрастирует с изысканными декоративными элементами, изображенными на втором плане. Кажется, что Морозов с трудом втиснулся в картину, так же как и в собственный сюртук, готовый вот-вот на нем лопнуть.
За подобные портреты Серова часто обвиняли в шаржировании и карикатурности. В частности, Морозова сравнивали с кабаном, «выскочившим на охотника и остановившимся с разгону». Однако Морозову портрет нравился. На вопрос, доволен ли он работой, Серов ответил: «Забавно, что ОНИ довольны».