Скульптура «Похищение Европы» была выполнена Валентином Серовым в процессе работы над одноименной картиной 1910 г. (частное собрание). Замысел написать живописное произведение возник у Серова в 1907 году во время его совместной поездки в Грецию с художником Львом Бакстом. В результате появился образ Европы, рожденный в тесном симбиозе современного искусства и древнегреческой архаики.
Композиция раскрывает сюжет из древнегреческой мифологии. Зевс, влюбившись в дочь финикийского царя Агенора Европу, явился к царевне в образе быка. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез ее на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.
Произведение отличается монументальностью, динамикой композиционного движения. Серов лепит форму широкими «мазками». Для мастера было важно восприятие композиции в целом. Он не придавал значения пластической завершенности скульптуры. В ряде мест детали не закончены, присутствует обобщенный подход к форме, и, подобно живописной картине, скульптура рассчитана только на фронтальную точку зрения. Художник использовал скульптуру в качестве натуры для написания быка и Европы на живописном полотне. Благодаря этому опыту мастер решил для себя сложные композиционные задачи.
При жизни Серова композиция «Похищение Европы» была переведена только в гипс. По желанию вдовы художника, отлив в бронзу с авторского оригинала выполнили в бронзолитейной мастерской Э.Н. Робекки в Москве. Впоследствии она передала его в дар в собрание Третьяковской галереи. В коллекции музея находится еще одна композиция «Похищение Европы», тиражированная в фарфоре в 1915 году на Императорском фарфоровом заводе.