«Втерся парень в хоровод…» – одна из последних картин самобытного, подлинно национального художника Андрея Рябушкина, известного своей любовью к сюжетам из деревенской жизни и историческим реминисценциям. Картина написана в пастозной манере, весьма этюдно: художник избегает детализации лиц, крупными мазками намечая лишь общее их выражение. Рослый молодец, бравый парень в красной рубахе, разрывает цепь хоровода. Все внимание девушек сосредоточено на его фигуре. На произошедшее искоса поглядывают хмурые мужики, мальчишка слегка удивлен, а через спины молодых свой резкий взор обратила старуха. По театральному гротескно художник показал смущение и растерянность, а также заметное негодование некоторых персонажей.
Пестрые девичьи сарафаны, спелые гроздья рябины колористически противостоят серости облаков на осеннем небе, и, напротив, силуэты стариков сливаются с темным фоном избы. Тонкий ствол рябины разделяет композицию картины. В народном творчестве рябина нередко являлась поэтическим символом плодородия и благополучия.
Хоровод как священное действо заключает в себе древний обычай и народную забаву. Юные девицы олицетворяют патриархальную деревню с ее чинным укладом и чистотой нравов. И не должно парню нарушать общую идиллию своим дерзким желанием прервать танец.
Рябушкин был своим человеком среди деревенских жителей – он много общался с крестьянами, постигая старинные традиции. В детстве, живя в Борисоглебске, будущий художник увлекался игрой на музыкальных инструментах, пел в церковном хоре. В этом произведении он обратился к современной крестьянской теме, связав ее со старинной народной песней. Тем самым Рябушкин напомнил о глубинных корнях и живучести традиций в жизни российской провинции.
Впервые картина была представлена на 5-й выставке журнала "Мир искусства" в 1903 году.