Рябушкин Андрей (1861-1904)
Русские женщины XVII столетия в церкви
1899
Размер - 53,5 x 68,8
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1545
Приобретено Советом Третьяковской галереи у автора. 1901
Творчество Андрея Рябушкина развивалось в 1880–1890-е годы – в эпоху становления национально-романтического стиля в искусстве. Страстная любовь к ярким и истинно самобытным явлениям народной жизни окончательно помогла ему сформировать особый стиль исторического полотна, наполненного поэтически-сказочной атмосферой допетровской Руси.
На картине изображены женщины и девушки, участвующие в церковной службе, скорее всего воскресной или пасхальной. Художника увлекала красота и узорочье старинных одежд – широких красных опашней с золочеными или серебряными пуговицами, с длинными рукавами, висящими до земли, многослойность головных уборов. Подробные описания традиционной национальной одежды можно найти не только в трудах отечественных историков, но и в воспоминаниях иностранцев, посещавших Россию в XVI–XVII веках. По свидетельству английского посла Джайлса Флетчера, «благородные женщины носили на голове тафтяную повязку красного цвета, которая покрывалась шлыком белого цвета. Поверх боярыни надевали шапку из золотой парчи, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями». Лица девушек набелены и насурьмлены по моде того времени. Не ускользает от внимания живописца и пышное убранство храма: аналой, расписанный цветочным орнаментом, серебряный подсвечник с красными пасхальными свечами, яркие фигуративные фрески, цветные стекла в окнах. Эти «таинственно ожившие образы Древней Московии», как писал А.Н. Бенуа, передают особый стиль и дух далекой эпохи. Картина приобретена в 1901 году Советом Третьяковской галереи у автора с 3-й выставки картин журнала «Мир искусства».