Шишкин Иван (1832-1898)
Цветы на опушке леса
1892-1893
Размер - 42 x 67
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.15072
Приобретено у А.П. Лангового. 1935
Среди этюдов Шишкина – много изображений, содержащих мельчайшую проработку разнообразных форм растительного мира. С особой любовью он пишет неброские соцветия полевых цветов (например, сныть-траву). Ему явно нравятся скромные белые хрупкие цветочки, тихо примостившиеся на опушке леса, их изящные зонтичные головки.
Подробная и внимательная манера письма Шишкина близка методу создателей широко распространенных в XVIII веке «ботанических натюрмортов». К тому же известно, что многие соученики художника по Дюссельдорфской Академии искусств помимо свободного творчества занимались оформлением ботанических справочников и географических атласов.
Педантичная манера изображения мира природы не была чужда и русскому мастеру. Подробная детализация первого плана этюда вовлекает взгляд в пейзаж (в глубину пейзажа). Художник использует различную систему наложения мазков: от мелких и аккуратных, четко лепящих форму растений, до широких и свободных в силуэтах дальнего плана. На грунтованный холст художник наносит кистью точный рисунок, в пределах которого ложится тонально разработанный подмалевок, темный для теневых мест и более светлый в освещенных местах.
Живопись Шишкина многослойна (наносится в несколько прозрачных слоев с постепенным высветлением палитры). Иногда, заканчивая этюд, художник брызгает с кисти на холст жидкую краску, создавая ощущение точечных ярких рефлексов.
Художественный критик Александр Бенуа считал именно этюды Шишкина замечательными и заслуживающими внимания. «Его (Шишкина) неоценимые заслуги перед русским художеством не в картинах, но в… сотне другой масляных этюдов, в особенности тех, в которых он не гнался за трудными световыми и красочными эффектами и которые давали ему возможность обращать большее внимание на рисунок, нежели на живопись».
Не случайно именно И.И. Шишкин стал первым, кто начал выставлять на выставках свой этюдный материал.