Рожь
Патрон шедевра
Шишкин Иван (1832-1898)
Рожь
1878
Размер - 107,5 x 188
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.837
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1878
Тема стихийной мощи русской природы в картинах Шишкина раскрывалась в суровом величии ее лесов с колоннадами могучих стволов. Его пейзажи дают зрительные аналогии словам-метафорам, существующим в русском языке для описания национального пейзажа – «раздолье», «просторы», «чащобы». В некоторых пейзажах Шишкина звучат «великодержавные» ноты.
Главная тема творчества Шишкина – лес, причем лес, как правило, хвойных, вечнозеленых пород. Любимое время года – лето, любимое время дня – полдень. В отличие от Саврасова и Васильева Шишкин был равнодушен к изменчивым, переходным состояниям природы. И в этом тяготении к устойчивым, неизменным, зрелым формам проявляется своеобразный «классицизм» Шишкина.
Шишкин не лиричен, он эпичен, монументален, репрезентативен, его мир основан на фундаментальных ценностях – земля, страна, народ, благодать жизни и неба. Монументальная картина требует четкой архитектоники композиции. Так, в знаменитом пейзаже «Рожь» торжественная колоннада сосен уравновешена горизонталью простертого под бледно-голубым небом поля спелой ржи. Сосны четкими силуэтами выделяются на фоне неба. Три основных цвета – желтый, голубой, зеленый – соответствуют трем основным первоэлементам картины – хлеб, небо, деревья. Мир природы связан с жизнью и деятельностью человека. Поспевший урожай – итог его труда и награда за труд и терпение, символ благополучия, божий дар и божья милость. Деревья, обладающие своим индивидуальным характером, статью в пейзажах Шишкина – одушевлены, неслучайно в литературе о Шишкине прижилось их сравнение с васнецовскими богатырями.