Иванов Сергей (1864-1910)
Семья
1907
Размер - 153 x 238,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24367
Поступило от Отдела изобразительного искусства Народного комиссариата по просвещению. 1936
Работая над темами из жизни допетровской Руси, С.В. Иванов задумывает создать образ патриархальной крестьянской семьи середины XVII века. Впервые к этому сюжету художник обратился еще в 1903 году, обосновавшись в деревне Свистухе на реке Яхроме, и возвращался к нему до конца жизни, исполнив три варианта картины. В деревне по его проекту были выстроены не только дом и хозяйственные сооружения, но и специальная обогреваемая мастерская на полозьях, в которой он мог писать с натуры даже в холодные зимние дни. Иванов создал более полусотни подготовительных набросков и эскизов с местных жителей. Первоначальный вариант, где вереница людей шествовала в противоположную сторону, уходя от зрителя, не получил развития. Он долго искал композицию, которая бы лучше всего выразила главную мысль о цельности и крепости традиционного семейного уклада.
Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку. Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях. Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок. Впереди, словно лебедь, выступает молодица – красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой. Позади идет сын с женой и детьми. Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.
Пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами придает торжественность и лирический настрой всему произведению. Яркие цвета нарядных одежд персонажей помогают созданию образно-эмоциональной характеристики героев. Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения. Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом. Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие. В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей – природная скромность. Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.
Первоначальный вариант картины (1906) находится в Государственном Русском музее.