Сергея Васильевича Иванова с юности увлекала тема жизни русского крестьянства. В 1883–1889 годах с целью изучения быта крестьян-переселенцев он побывал в Самарской, Рязанской, Владимирской, Воронежской, Оренбургской губерниях, подолгу жил в Тульской, Орловской, Курской. В 1899 и 1901 годах путешествовал по Волге, ездил по старым русским городам (Ростов, Ярославль, Вологда).
Работая над темами из истории допетровской Руси, Иванов задумал создать образ патриархальной крестьянской семьи середины XVII века. Впервые к этому сюжету художник обратился в 1903 году, обосновавшись в деревне Свистуха на реке Яхроме, и возвращался к нему вплоть до конца жизни, исполнив три варианта картины. По проекту художника были выстроены не только дом и хозяйственные постройки, но и специальная обогреваемая мастерская на полозьях, в которой он мог писать с натуры даже в холодные зимние дни. Художником было создано для этой картины более полусотни подготовительных набросков и этюдов с жителей деревни.
Девушка в яркой шубке послужила прообразом одной из героинь. Скромно опустив глаза, она застыла на снегу, позируя художнику. Широкие пастозные мазки кисти свидетельствуют об уверенной и быстрой работе мастера. Овчинная шуба с удлиненными рукавами была не только повседневной крестьянской одеждой, но и обязательным атрибутом свадебного обряда, сохранявшегося на протяжении столетий. Молодых усаживали на расстеленный мех, приговаривая: «Шуба тепла и мохната – жить вам тепло и богато». Красно-оранжевая шуба мехом внутрь застегивается на старинный манер. Похожая по форме и цвету модель изображена на жене главы большого семейства на картине художника
«Семья» (1907, Государственная Третьяковская галерея).