В рисунке «Двухфигурная композиция» Василий Чекрыгин создал фантастическую картину перехода от смерти к жизни. Художник так убедительно воспроизвел сцену воскрешения, как будто сам был ее свидетелем. Он изобразил фигуры устремленных друг к другу мужчины и женщины в бурном движении: они только что освободились из плена смерти и полны смятения. От фигур исходит мерцающее сияние – символ духовного и физического «преображения». Используя выразительные возможности светотеневой проработки, Чекрыгин создал эффектный, психологически напряженный образ.
Сюжет произведения связан с учением религиозного мыслителя Н.Ф. Фёдорова (1829–1903). Философ был убежден в возможности достижения бессмертия не только как проявления божественного чуда, но и в результате творческих усилий всех «сынов человеческих». Не менее впечатляющим был и федоровский метод воскрешения предков из «первоначальных веществ» – атомов, молекул, взятых из праха умерших.
Вслед за Фёдоровым Чекрыгин остро осознал феномен смерти и у него родился грандиозный замысел – создание фрески на тему «Воскрешение мертвых». Словно предчувствуя свою трагическую гибель, художник работал с невероятным напряжением, за короткий срок исполнив в технике прессованного угля более 1300 эскизов. Одним из них стала «Двухфигурная композиция» – удивительный образ, наполненный любовью и состраданием к человеку.