Акварель представляет портрет-картину, сочетающую черты парадности и интимности. Сюжетная “завязка” портрета необычайно привлекательна: Мария Петровна Кикина собирается во дворец на бал. Художник изобразил ее в интерьере, в русском придворном платье. В 1834 году при Николае I такой наряд приобрел статус официального при императорском дворе и был строжайше регламентирован по фасонам, цветам и отделке.
Мария одета в верхнее платье со шлейфом, нижнее с золотым шитьем, в руках она держит повязку, к которой полагалась белая вуаль, уже украсившая ее прическу. К левой стороне корсажа на голубой ленте прикреплен фрейлинский шифр – украшенный бриллиантами вензель царственной особы, в свите которой находилась фрейлина. Прекрасным фоном для героини служит изысканный интерьер. Акварелист с большим мастерством рисует настольное зеркало в резной раме, лежащее около него жемчужное ожерелье, вазон с цветами и изящную скамеечку для ног.
Мария – дочь П.А. Кикина, мецената, одного из основателей Общества поощрения художников. Портреты Марии в детстве исполнял К.П. Брюллов. Соколов запечатлел Кикину в 1839 году взрослой девушкой. В 1840 году она вышла замуж за светлейшего князя Дмитрия Петровича Волконского. Акварельный портрет, очевидно, предназначался в подарок жениху.