Портрет великой княгини Марии Николаевны
Патрон шедевра
Соколов Петр (1787(1791?)-1848)
Портрет великой княгини Марии Николаевны
Конец 1820-х
Размер - 18,7 x 14,4
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - Инв.18702
Поступило из Александровского дворца музея, г. Пушкин. 1931
Акварельные портреты П.Ф. Соколова имели огромный успех в обществе. Среди многочисленных заказчиков знаменитого мастера были члены императорской семьи. В конце 1820-х годов художник создал пять работ, запечатлев детей императора Николая I.
Изображена старшая дочь Николая Павловича великая княжна Мария Николаевна (1819–1876). Портрет исполнен Соколовым чистой акварелью. Тончайшими переливами красок он передает игру света и тени на складках светлого платья девочки. На фоне голубого облака выделяется изысканный рисунок золотистых локонов, блеск голубых глаз княжны. По отзывам современников, Мэри, как звали ее в семье, чертами лица и характером была похожа на отца. В своих мемуарах ее сестра Ольга писала: «Мэри, самая предприимчивая из нашей компании, придумывала постоянно новые игры». Ольга отмечала большие способности сестры и в то же время ее непослушный, своенравный характер. В 1839 году Мария Николаевна вышла замуж за герцога М. Лейхтенбергского (1817–1852), сына итальянского вице-короля Евгения Богарне, пасынка Наполеона. Второй брак, морганатический, был заключен тайно в 1854 году с графом Г.А. Строгановым (1823–1879). Мария Николаевна была первой женщиной, назначенной на пост президента Академии художеств (1852–1876).
Акварельные портреты ее братьев Александра и Константина и сестер Ольги и Александры, исполненные П.Ф. Соколовым, находятся в собрании Третьяковской галереи.