Пётр Фёдорович Соколов прославился как выдающийся акварелист первой половины XIX века, создавший галерею портретов пушкинской поры. В начале профессиональной карьеры художник работал как живописец. Однако в творческом наследии зрелого мастера редко встречаются произведения, выполненные масляными красками.
В 1800–1810 годах П.Ф. Соколов обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи у Г.И. Угрюмова и А.И. Иванова, с 1807-го – у А.Е. Егорова. В 1809 году за программу
«Андромаха оплакивает убитого Гектора» (Третьяковская галерея) Соколов был награжден малой золотой медалью, получил аттестат 1-й степени и звание классного художника. В 1810 году он был отчислен из Академии вследствие невыполнения программы на большую золотую медаль. С этого времени давал частные уроки и много работал на заказ. Приобрел большую популярность акварельными портретами, за которые в 1839 году был удостоен звания академика. Пользовался покровительством императора Николая I.
По мнению искусствоведа Т.В. Буевской, на камерном живописном портрете художник изобразил свою жену – Юлию Павловну Соколову, урожденную Брюлло (около 1804 – 1877), родную сестру архитектора Александра Брюллова и живописца Карла Брюллова. В пользу этой версии свидетельствует физиогномическое сходство модели с другими ее изображениями. В браке, заключенном в 1820 году, родились трое сыновей, все будущие художники: Пётр Петрович (1821–1899), Павел Петрович (1826–1905), Александр Петрович (1829–1913) Соколовы.
Портрет подкупает простотой композиции и естественностью сюжета. Художник запечатлел любимую супругу в обыденной обстановке и в скромном наряде. Она сидит на стуле с высокой спинкой и прижимает к себе черно-белого котенка, зажмурившегося от удовольствия. В пространстве интерьера нет предметов, что побуждает зрителя сосредоточиться на фигуре. Лукавый взгляд и добродушная улыбка свидетельствуют о доверительных отношениях модели с портретистом. Ярким акцентом скромного образа молодой женщины служит атласный красный шарф с бахромой, повязанный на голове в виде чалмы. Его декоративный узел, напоминающий бант, – единственная сложная деталь изображения.
В Государственном музее А.С. Пушкина в Москве хранится акварельный портрет Ю.П. Брюлло кисти П.Ф. Соколова (около 1827 года).
Павел Михайлович Третьяков проявлял особый интерес к изображениям представителей творческих профессий. Очевидно, связь запечатленной женщины с родом Брюлловых послужила поводом для приобретения портрета коллекционером.