Щедрин Семен (1745-1804)
Вид усадьбы Сиворицы под Петербургом
Не позднее 1792
Размер - 43,1 x 59
Материал - бумага
Техника - гуашь
Инвентарный номер - Инв.10098
Поступило от Государственного Музейного фонда. 1927
На гуаши Семена Щедрина изображен вид усадьбы «Сиворицы», принадлежавшей Петру Григорьевичу Демидову, человеку образованному и богатому, владельцу нескольких уральских заводов, перешедших к нему по наследству. Демидов купил имение в 1783 году, по его заказу архитектор Иван Старов построил усадебный дом и разбил пейзажный парк. Такие парки получили распространение в конце XVIII века, они предназначались для мечтательных прогулок, во время которых люди, созерцая «красоту натуры», могли предаваться размышлениям о природе, морали, чувствах.
Щедрин выбрал точку, с которой видна извилистая река. Это рукотворный водоем, образованный запрудами на ручье Сиворицком, который стали называть рекой Сиворкой. Она и дала название усадьбе. На пологом холме слева в глубине изображен двухэтажный дом на высоком цоколе. На фасаде, обращенном к воде – колонны и лестница, ведущая на луг. Красная четырехскатная крыша ограждена балюстрадой и завершается бельведером – надстройкой, с которой можно любоваться прекрасными видами. По парку разбросаны декоративные сооружения: смотровые площадки, беседка, павильон для развлечений на воздухе, у окончания острого мыса установлена ваза на высоком постаменте.
На первом плане – живописно расположившаяся на берегу реки группа: присевшая отдохнуть молодая женщина и рядом разговаривающая пара: мужчина в голубом камзоле и шляпе-треуголке и дама в открытом платье и черной шляпе с перьями. Жест мужчины дает понять, что темой их беседы является красота природы. Вид оживляют еще две прогуливающиеся пары, стадо пасущихся овец, пастух, играющий на свирели, и слушающая его собака.
Художник строит композицию в соответствии с канонами классицизма. Деревья слева и справа играют роль кулис, за которыми, подобно театральной декорации, открывается взгляду изображенное пространство. Его глубина достигается не только видимым сокращением размеров отдаленных предметов, но и традиционным делением на планы, каждому из которых принадлежит свой цвет. Коричневый тон земли и деревьев первого плана сменяется зеленым цветом второго и оттенками голубого на дальнем плане.
Нежные пастельные тона и огромное светло-голубое небо с легкими облаками придают пейзажу воздушность. В нем ощущается мягкий лиризм. Как и в других картинах Щедрина, главное здесь – не архитектура, а гармония, единение человека и природы.
Вид усадьбы «Сиворицы», написанный маслом, находится в Государственном Русском музее.