Щедрин Семен (1745-1804)
Пейзаж с животными
1796
Размер - 29,1 x 37,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.73
Приобретено П.М. Третьяковым у Н.Д. Быкова. 1883
Родоначальником русского пейзажа по праву считается Семён Щедрин. Будучи первым профессором нового пейзажного класса в Императорской Академии художеств, он выучил несколько поколений художников, отработав образцовую композиционную схему пейзажа. Его картины пользовались большим успехом, воспроизводились в гравюрах. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы.
Будущий художник родился в Санкт-Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 15 лет был принят в воспитанники Императорской Академии художеств. В 1776 году был удостоен малой золотой медали и права на пенсионерскую поездку в Париж, где обучался у баталиста и пейзажиста Ф. Казановы. Путешествовал по Франции и Италии. По возвращении из Европы был признан «назначенным» в академики и возглавил пейзажный класс. В 1779 году удостоен звания академика и назначен живописцем при Кабинете императрицы Екатерины II. С 1785 года советник Академии, с 1787-го – адъюнкт-профессор, с 1798-го – адъюнкт-ректор.
Под влиянием эпохи Просвещения и идеи, что красота существует не только в классических направлениях искусства, но также и в повседневной жизни и природе, Щедрин работал больше на пленэре, преимущественно сосредоточившись на изображении императорских загородных садов и дворцов. Художник написал много видов Царскосельского, Павловского и Гатчинского дворцовых парков как масляными красками, так и гуашью. Особенное место в его творчестве занимает ряд популярных ландшафтно-анималистических работ: «Полдень» («Вид в окрестностях озера Неми») (1778 (?) Русский музей), «Пейзаж с коровой» (конец 1770-х (?), Русский музей), «Пейзаж в окрестностях Петербурга» (Третьяковская галерея).
К этой группе произведений относится картина «Пейзаж с животными», которая небольшим размером и укрупненным масштабом изображения сродни этюду. Она создана в духе голландской и фламандской живописи ХVII века, с образцами которой Щедрин мог познакомиться во время поездки.
В его идеализированных парковых пейзажах сквозь условность прокладывало себе дорогу новое понимание красоты и поэзии реального, окружающего нас мира природы. Виды уютны, спокойны, в них есть цельность восприятия, мягкий лиризм. В периодическом сборнике «Памятник искусств» (СПб., 1843) о работах Щедрина писали: «Прекрасный выбор пунктов, глубина перспективы, прозрачность воздуха, согласие и последовательность тонов, верность освещения и редкая тщательность работы отличают произведения этого прекрасного пейзажиста и побуждают причислить его к лучшим нашим художникам прошлого (XVIII) столетия».