Семён Фёдорович Щедрин считается родоначальником русской пейзажной живописи. Он был первым выпускником Академии художеств по «ландшафтному художеству», первым же профессором пейзажной живописи, академиком и руководителем пейзажного класса. Его искусство с наибольшей полнотой воплощает пейзажную живопись эпохи сентиментализма, когда художники начинают выявлять прекрасное в самой натуре. Однако в пейзаже конца XVIII века «естественность» бралась не из жизни, а из художественной традиции. Художники работают не с натуры, а по специально составленным программам или готовым образцам. В творчестве Семёна Щедрина яркими примерами такого подхода к природе являются пейзажи
«Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796),
«В Царскосельском парке».
«Картина ландшафтного художника должна представлять лучшее летнее время, – гласит “Краткое руководство к познанию рисования и живописи…”. – Воздух должен быть всех вещей земных легче, облака должны иметь хорошее образование, деревья стоять в красивом положении и местами по нескольку совокупно… землю украшать каскадами и камышками, около которых бы вода, играя, протекала, а горы должно представлять так, чтобы оне, составляя цепь, в даль простирались и терялись от зрения».
«Пейзаж в окрестностях Петербурга» написан с соблюдением всех академических правил того времени. Бессмысленно искать подобный вид в реальной природе. Мир, изображенный на картине, – идиллия, олицетворение чистой, безмятежной жизни на лоне сельской природы. В этом мире, неподвластном холодам и бурям, царит вечное лето. Деревья неизменно зелены, листва их пушиста, ветви раскидисты. К горизонту уходят тающие вдали холмы и горы. Над райским уголком раскинулось голубое небо с плывущими по нему белыми облаками, отражающееся в спокойных водах реки.
Академическая программа требовала «представить деревянную избу, близ которой на поле пасется небольшое стадо овец». Стадо «остановилось у речки на лугу для отдохновения». Домашняя скотина на таких картинах обязательно должна была быть «исправна и лучшаго рода». Рядом с хижинами молодые поселяне водят хоровод, другие – у своих жилищ предаются «щастливой праздности». На переднем плане картины – молодая мать с ребенком – олицетворение сельской красоты. Она одета в красный праздничный сарафан и кокошник. Возможно, на картине изображено имение А.Г. Демидова Тайцы, построенное архитектором второй половины XVIII века И.Е. Старовым.