Щедрин Семен (1745-1804)
В Царскосельском парке
Размер - 92 x 127
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.28384
Приобретено у А.В. Гордон. 1951
Автор представленной картины, Семён Щедрин, считается основоположником русской ландшафтной живописи. Особенно он прославился многочисленными видами императорских резиденций, расположенных вблизи Петербурга: Петергоф, Гатчина, Царское Село. Пейзажи выполнялись по заказу Екатерины II и Павла I. В Третьяковской галерее хранится, кроме рассматриваемой картины, несколько других примеров императорского заказа: «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796), а также большое панно «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля» (1799–1801), предназначенное для украшения Михайловского замка.
Картина представляет собой идиллический пейзаж, отличающийся известной долей условности и декоративным подходом; основное место отведено природному ландшафту. Щедрин придерживается выработанного в русле классицизма композиционного построения, которое предполагало наличие в пейзаже трех планов и использование световоздушной перспективы с постепенным высветлением колорита по мере продвижения к дальнему плану. Мастер выстраивает композицию, словно приглашая зрителя совершить мысленное неторопливое путешествие от переднего к дальнему плану, плавно скользя по извилистой траектории между живописно расположенными островами. Вдали зритель взглядом может достичь конечной цели путешествия – Чесменской колонны, возведенной по проекту А. Ринальди в 1770-х в честь победы русского флота над турецким в 1770 году. Эту же колонну чуть ближе можно рассмотреть на портрете Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1794) кисти В.Л. Боровиковского.
Популярность картин с изображением идиллических ландшафтов была обусловлена широким распространением пейзажных парков, которые разбивали как в императорских, так и в дворянских резиденциях. Изображенный на этой картине Большой пруд был центром Екатерининского пейзажного парка в Царском Селе.
Щедрин многое заимствовал у Юбера Робера, с творчеством которого познакомился во время пенсионерской поездки во Францию. Павел I, которому творчество французского мастера особенно импонировало, хотел видеть в лице Щедрина отечественного Юбера Робера.