На гуаши Семена Щедрина изображена долина реки Славянки в Павловском парке, окружающем Павловский дворец, загородную резиденцию императора Павла I. Слева – водяная мельница и Пиль-башня – романтический павильон-руина с конусообразной крышей, крытой соломой. Стены двухэтажной башни выложены из кирпича, гладко оштукатурены и покрыты росписью, имитирующей внешнюю отделку и «разрушения». Наверху установлен металлический декор в форме плюмажа – украшения из перьев, символизирующего власть, силу, триумф. Башня была построена в 1795 году, а два года спустя ее расписал итальянский декоратор и архитектор Пьетро Гонзага.
В глубине, на другом берегу реки, изображен холм с небольшой полукруглой площадкой на вершине — амфитеатр со статуей Флоры, или Цереры, сооруженный в 1793 по проекту придворного архитектора Винченцо Бренна. Дальше, на полуострове, образованном излучиной Славянки, — павильон «Храм дружбы», воздвигнутый по проекту Чарльза Камерона. Вдали виден Павловский дворец, перестроенный и расширенный в конце 1790-х по проекту Бренна.
Художник строит композицию в соответствии с канонами классицизма. Деревья слева и справа играют роль кулис, за которыми, подобно театральной декорации, открывается взгляду изображенное пространство. Его глубина достигается не только видимым сокращением размеров отдаленных предметов, но и традиционным делением на планы, каждому из которых принадлежит свой цвет. Коричневый тон земли и деревьев первого плана сменяется зеленым цветом второго и оттенками голубого на дальнем плане.
Картина напоминает идиллический пейзаж. На дороге и у реки расположились коровы, греясь в солнечных лучах. У башни в тени присел путник. Справа в глубине, на поляне – пастух и небольшое стало мирно пасущихся овец. Рядом на воде – парусная лодка. В центре композиции, на освещенной солнцем дорожке – фигурки людей, направляющихся к Пиль-башне. Они оживляют пейзаж, но это не просто стаффаж. В беседующей паре, которой предшествуют два всадника и собака, угадывается супружеская чета: император Павел I и императрица Мария Федоровна. В комнате на втором этаже Пиль-башни она часто отдыхала во время прогулок по парку.
Семен Щедрин пользовался расположением императора. В 1790-е годы он исполнил масляными красками и гуашью множество видов парков и дворцов Павловска, Гатчины, Царского Села и Петергофа. Пейзаж «Мельница и башня Пиль в Павловске» входит в этот ряд. Как и в других произведениях, главное в нем – не архитектура, а гармония, единение человека и природы.
Одноименная картина С.Ф. Щедрина, написанная маслом, находится в Самарском областном художественном музее.